Служба финансового мониторинга намерена жестко отслеживать крупные операции с наличными
Российским банкам придется передавать еще больше информации об операциях своих клиентов в Федеральную службу по финансовому мониторингу (ФСФМ). На вчерашней конференции, посвященной борьбе с легализацией преступных доходов в банковской системе, глава финансовой разведки Виктор Зубков объявил, что в правительство скоро будет внесен законопроект, согласно которому все данные об операциях с наличными на сумму от 600 тыс. руб. будут поступать в ФСФМ. Он уверен, что правительство и парламент одобрят проект. Участники рынка считают эту инициативу не слишком удачной, поскольку банкам придется отправлять еще больше документов в ФСФМ. Зато собравшихся послушать г-на Зубкова банкиров должно было порадовать другое его сообщение -- глава ФСФМ признался, что на самом деле
никогда не претендовал на надзорные функции Банка России (как известно, тема вывода надзора из структуры ЦБ возникла у ряда депутатов Госдумы в феврале нынешнего года). Более того, он пообещал, что ЦБ и дальше будет заниматься этим делом, поскольку у регулятора это неплохо получается.
За десять минут своего выступления Виктор Зубков успел сказать многое. Больше всего банкирам не понравилась идея главы ФСФМ обязать их раскрывать информацию обо всех сделках с наличными на сумму более 600 тыс. руб. Сейчас служба обязательно контролирует операции, перечисленные в законе о противодействии отмыванию, кроме того, банк отправляет ей данные по сделкам, которые считает не соответствующими хозяйственной деятельности предприятия. Но поскольку понятия «хозяйственная деятельность» в законе нет, каждый оценивает подозрительность операций с наличными, как может. Ежедневно российские банки отправляют около 20 тыс. документов в ФСФМ.
«С появлением нового закона сообщений в Росфинмониторинг будет направляться в несколько раз больше. Вопрос в том, насколько это будет информативно для самой службы», -- говорит начальник управления финансового мониторинга Промсвязьбанка Татьяна Смирнова. По ее мнению, полезнее было бы ввести критерии сомнительных операций. «Инициатива обсуждается примерно год, но до сих пор речь шла об операциях с наличными только юридических лиц и предпринимателей, -- говорит начальник службы финансового контроля Банка Москвы Алексей Седов. -- Если начнется обязательный контроль всех операций с наличными, будет вал сообщений. Должны быть ограничения по типам клиентов, и, думаю, на стадии обсуждения они появятся». Впрочем, не все собравшиеся на конференции были едины во мнении. «Банки часто для перестраховки направляют сообщения обо всех таких операциях, так что не думаю, что это сильно увеличит их работу», -- говорит президент ассоциации «Россия», депутат Госдумы Анатолий Аксаков.
Глава ФСФМ предлагает, впрочем, не только ужесточить требования к банкам, но и позволить им не открывать счета подозрительным клиентам. Пока в России очень редко финансовый институт имеет право отказаться от обслуживания частных и юридических лиц. Предложение разрешить банкам не открывать счета подозрительным клиентам г-н Аксаков уже подготовил и направил на согласование в Центробанк и «Росфинмониторинг». Правда, г-н Аксаков предлагал просто отказывать в открытии счета без объяснения причин, но требования решили смягчить, чтобы избежать возможной дискриминации частных клиентов. В Гражданский кодекс предложено ввести понятие «специальный счет частного лица», который должен открываться в любом случае, но с некоторыми ограничениями, например на денежные переводы или другие операции и их объем.
Г-н Зубков рассказал также о результатах деятельности его ведомства. В прошлом году ФСФМ провела 7931 финансовое расследование, что на 33% больше, чем в 2005 году, и вдвое, чем в 2004-м. По итогам каждой второй проверки «Росфинмониторинг» направляет материалы в правоохранительные органы.
Таким образом, сегодня результативность расследований службы составляет 53%, а на Западе от 10% до 30%, заявил Зубков. Но что удивительно: с ростом эффективности работы ФСФМ увеличивается и число нелегальных операций. «Произошел резкий рост числа кредитных организаций, которые специализируются на теневых финансовых услугах с использованием большого числа подставных фирм», -- посетовал глава ФСФМ, добавив, что в последнее время наблюдается переток теневых финансовых операций из Москвы в регионы. Наконец, г-н Зубков проинформировал банкиров, что осенью их с проверкой посетит делегация Международной организации по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).
Куда больше собравшимся на конференции понравились инициативы ЦБ по борьбе с нелегальными средствами в банковской системе. Директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Елена Ищенко прежде всего поблагодарила главу ФСФМ, поскольку «впервые услышала положительную оценку» «Росфинмониторинга» о ее работе. По словам г-жи Ищенко, иногда банки вынуждены нарушать требование ФСФМ вовремя представлять информацию об операциях -- в том случае, если речь идет о «чужих» платежах, которые идут через них. Поэтому, считает представитель ЦБ, нужно разрешить банкам не сообщать о сделках с недвижимостью и о лизинговых операциях. Продолжать ей пришлось под бурные и продолжительные аплодисменты банкиров. «Откладывать в долгий ящик не нужно. Это позволит сократить объем нарушений сроков представления информации в «Росфинмониторинг», -- резюмировала она.
«Сделки с недвижимостью или лизинг не являются банковскими операциями, -- говорит г-жа Смирнова из Промсвязьбанка. -- Сейчас банкам, если через них проходят такие платежи, приходится запрашивать дополнительную информацию у лизинговых компаний или в регистрационной палате». Лизинговые компании сами являются субъектами закона об отмывании и сами информируют ФСФМ, а сообщать о сделках с недвижимостью, по ее мнению, лучше могли бы регистрационные органы. «Такой опыт, в частности, был в Евросоюзе: сообщать о подозрительных операциях были обязаны не только банки, но и адвокаты, риэлторы и т.п.», -- говорит старший консультант по праву АКГ «Финэкспертиза» Елена Сорокина.
«Мы учтем предложения Центробанка, завтра же начнем работу», -- пообещал вчера г-н Аксаков. Весь пакет поправок в закон о противодействии отмыванию будет внесен в Думу уже в весеннюю сессию, «хотя приезд ФАТФ создал некоторые проблемы», сказал он. «Оказывается, ФАТФ следит за изменениями законодательства в стране, куда едет с проверкой, и записывает это в минус. Нас попросили подождать с поправками, пока комиссия не уедет. Но пока все они будут согласовываться, как раз пройдет необходимое время», -- сообщил г-н Аксаков.