Большинство россиян считает состояние "холодной войны" гарантией стабильности и безопасности мира
Недавнее выступление Владимира Путина в Мюнхене, жесткое как по форме, так и по содержанию, некоторыми экспертами было расценено едва ли не как объявление начала новой «холодной войны». Многие политические деятели на Западе поначалу пребывали в шоке. Между тем, как показали результаты исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), большинство россиян, слушавших выступление своего президента, вовсе не впали в шоковое состояние. Они не воспринимают «новые акценты» российской политики как угрозу безопасности. Более того, они фиксируют определенные позитивные сдвиги и связывают их как раз с более жестким внешнеполитическим курсом России, наметившимся в последние годы.
Это касается не только отношений с Западом, россияне готовы приветствовать ведущийся властями разговор «с позиции силы» по поводу поставок энергоносителей с ближайшими соседями, а также одобряют экономические и политические меры, предпринимавшиеся в отношении Молдавии и Грузии. Что же это -- реанимация «пресловутого имперского сознания» или просто сформировавшееся за долгие годы противостояния Советского Союза с западным миром убеждение, что позиция силы -- лучшая основа переговоров?Безопасность может обеспечить только силаДействительно, согласно данным исследования, сегодня мир в глазах наших соотечественников стал существенно более безопасным, а международная ситуация более спокойной и стабильной, чем в 90-е годы, когда Россия вела значительно более прозападную международную политику, хотя все еще менее безопасным, чем в советские времена, до начала перестройки. На предложение сравнить эти три периода новейшей российской истории с точки зрения международной безопасности, стабильности международной ситуации 47% опрошенных выбрали советские времена, 34% -- нынешние и только 5% -- 90-е годы, эпоху правления Бориса Ельцина, когда двери России «были широко распахнуты на Запад».
Представители старшего поколения россиян (те, кому за 60) с большим преимуществом отдают предпочтение советской эпохе (64 против 25% сторонников нынешней эпохи), тогда как молодежь склоняется в пользу времен нынешних (44 против 27% сторонников советской эпохи). Таким образом, двуполярный мир, главное достижение советской дипломатии, остается во многом эталоном стабильности и безопасности. Но и нынешние времена, когда Россия взаимодействует с Западом, гораздо более четко акцентируя собственные интересы, воспринимаются достаточно позитивно.
Более того, если судить по данным ВЦИОМ, сегодняшнее состояние международных отношений уже ближе к советскому периоду, чем к тому, что было пятнадцать лет назад. И если идеализация советских времен в целом сегодня свойственна лишь пожилому поколению, то «советская внешняя политика» продолжает казаться сверхнадежной. А такие неприятные события, как Карибский кризис, афганская война, и другие, совсем не отвечающие «идеалу надежности и безопасности», уже начали стираться в памяти нынешних поколений. Или воспринимаются совсем иначе, через призму последующих событий.
Именно эти обстоятельства объясняют тот факт, что большинство россиян не испытывает особого страха перед ужесточением внешней политики России. И не слишком опасаются возобновления «холодной войны», во времена которой им, по их сегодняшней оценке, жилось совсем неплохо, а ситуация с безопасностью была даже лучше, чем сейчас. 40% опрошенных россиян считают возобновление "холодной войны" более или менее вероятным. Немногим больше тех, кто не верит в возможность возобновления "холодной войны", -- 48%. При этом представители старшего поколения считают новое начало «холодной войны» несколько более вероятным, чем молодежь и среднее поколение россиян.
Отношения с Западом развиваются в целом позитивноИтак, при том, что угроза новой «холодной войны» воспринимается как едва ли не свершившаяся реальность почти половиной опрошенных, россияне парадоксальным образом фиксируют в целом позитивное развитие отношений между Россией и Западом. По мнению 29% респондентов, эти отношения скорее улучшаются, а по мнению 17% опрошенных, напротив, скорее ухудшаются. Треть опрошенных полагает, что эти отношения в последнее время не меняются ни в негативную, ни в позитивную сторону.
Наиболее позитивно оценивают динамику международных отношений сторонники Владимира Путина и проводимого им курса, наиболее негативно -- представители оппозиционной части общества, причем как левой, так и в еще большей степени либеральной оппозиции, только с разным знаком. Так, среди сторонников СПС и "Яблока" 38% опрошенных полагают, что отношения между Россией и Западом в последнее время ухудшаются. И, по их мнению, это плохо. Сторонники КПРФ также согласны с тезисом о наметившемся ухудшении отношений с Западом, но в их восприятии это скорее хорошо. И только группы, занимающие «место посередке», во многом состоящие из прагматично ориентированного среднего класса, ни в какую риторику "холодной войны" верить не склонны. По их оценке, жесткая риторика -- совсем не повод ссориться, скорее повод поставить себя «как надо» и продолжать дружить уже не в качестве домашней челяди, а как бы на равных.
Жестко, еще жестче!Интересным представляется и то обстоятельство, что большая часть опрошенных скорее готова критиковать действия Владимира Путина на международной сцене как недостаточно жесткие в отношении политики стран Запада, чем за излишнюю жесткость. Так, по мнению 16% россиян, в последнее время внешнеполитический курс России стал излишне прозападным, и только 8% считают, что, напротив, внешнеполитический курс России является излишне жестким в отношении стран Запада. Но больше всего тех (61%), кто оценивает внешнеполитический курс России как сбалансированный в отношении западного мира.
Среди тех, кто критикует курс Путина за излишне прозападную ориентированность, преобладают сторонники левой оппозиции, в первую очередь КПРФ. Так, среди сторонников КПРФ 33% опрошенных оценивают внешнеполитический курс России как излишне прозападный, а среди сторонников либеральных партий -- только 9%.
Это означает, что аналитики, которые говорили, что «мюнхенская речь» обращена далеко не столько и даже не в первую очередь к «западным ушам», сколько к нашим российским избирателям, в чем-то правы. Владимир Путин с его исключительно тонким чутьем в отношении общественного запроса в очередной раз «сорвал аплодисменты» российского электората, что отнюдь не является лишним в преддверии нового избирательного цикла. И к следующему президенту, который должен прийти на смену Путину, россияне высказывают пожелания, чтобы при сохранении общего вектора Россия продолжала бы искать «свой путь», еще в меньшей степени ориентируясь на интересы и позицию Запада.
Мир перестает быть однополярнымВ последние годы ореол Запада в глазах российского общества сильно померк. Да и Запада как единой политической силы уже не очень-то видно. Сегодня только 29% опрошенных согласны с мнением, что нынешний мир однополярный, и ведущую роль в нем играют США в качестве единственной реальной сверхдержавы. Еще 9% добавляют к этой картине мира Китай, полагая, что мир делят с точки зрения своего влияния две сверхдержавы -- США и Китай. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой сегодняшний мир не является ни однополюсным, ни двухполюсным, а управляет миром целая группа ведущих стран, включающих в себя как ведущие страны Запада, так и ведущие страны Азии (Китай и Индия). И наконец, 8% россиян вообще не видят в современном мире ни одной страны, способной управлять миром или даже участвовать в его управлении. По их мнению, миром сегодня реально никто не управляет, а международные дела развиваются хаотично, без какой-либо единой стратегии.
Эти цифры хорошо отражают резкое падение авторитета США как единственного центра мировой силы, что почти безоговорочно принималось большинством в 90-е годы. После войны в Ираке, острого кризиса в отношениях со «старой Европой», «бунта» некоторых стран Латинской Америки, явной неспособности выстроить партнерские отношения с Россией и Китаем США уже не воспринимаются страной, способной наводить порядок в одиночку.
Настроения меняются в пользу «почвенников»Примерно поровну раскололось общественное мнение при ответе на вопрос о взаимоотношении российской и европейской цивилизации. Поддерживаемая западниками точка зрения, согласно которой «Россия -- часть Европы и в ХХI веке их судьбы будут все теснее переплетаться», находит поддержку 38% россиян. Альтернативную точку зрения, поддерживаемую «почвенниками», согласно которой «Россия не является в полной мере европейской страной и никогда не сможет стать частью Европы», разделяют 45% россиян. Вечный спор между западниками и почвенниками, проходящий через всю историю общественный мысли России, остается актуальным и сегодня.
Подобный раскол общественного мнения почти «напополам» характерен для практически всех основных групп общества, независимо от возраста и идейной ориентации опрошенных. Как показал опрос, свои "почвенники" есть даже среди сторонников прозападных СПС и "Яблока", а "западники" встречаются и среди электората КПРФ.
Некоторый, хотя и незначительный перевес «почвеннических» настроений в обществе конечно же связан с реакцией общества на 80-е и 90-е годы, когда односторонняя и унизительная во всех отношениях сдача Россией (а сначала СССР) своих позиций на международной арене не вызвала практически никаких встречных действий, напротив, привела к ужесточению требований к нашей стране. Именно поэтому начало складываться мнение, что чего-либо позитивного добиться можно только с позиций силы, как военной, так и экономической. И сегодня 49% россиян склонны считать, что усиление России представляет угрозу для европейских стран, которая способна заставить их считаться с интересами нашей страны, и 34%, напротив, продолжают считать, что европейские страны заинтересованы в подъеме и укреплении России. И то, что «Россия начала подниматься с колен», не вызывает на Западе ни особых тревог, ни опасений.
Европа остается недостижимым идеаломАнализ результатов исследования позволяет сделать вывод, что ориентация на прагматичный тип отношений с Западом, особенно с Европой, не несет в себе какого-либо существенного негативизма в отношении Европы. Напротив, Европа как экономический, культурный и цивилизационный феномен остается ориентиром для россиян. Большинству россиян хотелось бы жить именно как в Европе, отдыхать на европейских курортах, пользоваться всеми благами европейской цивилизации. Однако это тот «рай», куда нас пока не торопятся пустить.
Зато само понятие «Европа» вызывает положительные чувства у 77% россиян и негативные чувства только у 11% россиян. Это гораздо выше, чем такие, также позитивно воспринимаемые географические и цивилизационные понятия, как «СНГ» (59% -- положительные чувства и 21% -- отрицательные), «Европейский союз» (56% -- положительные чувства и 18% -- отрицательные), «Азия» (56% -- положительные чувства и 24% -- отрицательные), «ООН» (55% -- положительные чувства и 21% -- отрицательные), «Запад» (52% -- положительные чувства и 31% -- отрицательные), «Всемирная торговая организация -- ВТО» (49% -- положительные чувства и 19% -- отрицательные).
Еще ниже рейтинг популярности таких понятий и организаций, как «Международный валютный фонд -- МВФ» (42% -- положительные чувства и 21% -- отрицательные), а негативные оценки и чувства преобладают в отношении «Америки» (34% -- положительные чувства и 50% -- отрицательные), и особенно «НАТО» (19% -- положительные чувства и 57% -- отрицательные). Можно сделать вывод, что россияне воспринимают Запад, особенно Европу, позитивно, однако большие опасения и негативные эмоции вызывают у них США и блок НАТО, которые воспринимаются многими как непосредственная угроза национальной безопасности.
Главные раздражители -- США и НАТОПо мнению 34% россиян, блок НАТО представляет сегодня серьезную и вполне реальную угрозу национальной безопасности России. Еще 42% придерживаются более осторожной и взвешенной оценки, согласно которой сегодня блок НАТО такой непосредственной угрозы для России не представляет, но расширение его на Восток, в регионы традиционного российского влияния, может негативно сказаться на национальной безопасности страны. Лишь 7% видят в НАТО партнера и союзника России. Еще меньше -- 6% опрошенных -- полагают, что в интересах России стремиться к вступлению в блок НАТО.
С другой стороны, менее четверти опрошенных -- 24% -- считают, что Россия должна активно противостоять расширению НАТО, создавать оборонительный союз против этой организации и готовить «симметричный» или «ассиметричный» ответ со стороны российских вооруженных сил. Больше половины, 53% россиян, полагают, что с НАТО следует сотрудничать в интересах общей безопасности, но ни в коем случае при этом не забывать о национальных интересах нашей страны.
Итак, НАТО -- это неприятно, плохо, но все же пока не очень страшно. И угроза, исходящая от него, не столько собственно военная угроза, сколько политическая, угроза изоляции России, в том числе и от самых ближайших наших соседей.
Державность превыше всегоВнешняя политика России становится все более жесткой. Это имеет свои издержки, но плюсы от подобного ужесточения в сознании населения с лихвой их перекрывают. За возвращение, образно выражаясь, «державной позолоты» россияне готовы простить своим властям и существенные промахи во внутренней политике, и провалы основных намеченных реформ, и социальное неблагополучие миллионов россиян. Зато «с нами снова стали считаться», и это, по мнению россиян, которые так думают, действительно важно.