|
|
N°39, 06 марта 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Бегство» агрессоров
В Германии показали фильм об изгнании немцев из Восточной Пруссии
Вчера в Германии по общественному телеканалу «АРД» был завершен показ двухсерийного фильма „Бегство" об изгнании немцев из Силезии и Восточной Пруссии в последние месяцы второй мировой войны. В воскресенье и понедельник в прайм-тайм киноленту, бюджет которой составил 10 млн евро, смотрели почти 30% зрителей, или около 11 млн человек, в том числе 19% -- моложе 25 лет. Исторический фильм, приправленный трогательной историей любви, на немецком телевидении оказался вне конкуренции.
На экране проходит история дворянской семьи фон Маленбургов из Восточной Пруссии. С середины 1944 года они осознают неизбежность поражения Германии. Героиня фильма графиня Лена фон Маленбург помогает семье и военнопленным, занятым подневольным трудом в хозяйстве фон Маленбургов, решиться на бегство в западном направлении. В имении остается лишь старый граф-отец, который застрелился, когда красноармейцы ворвались в дом. Оставшихся в живых ждут нечеловеческие мучения, голод, болезни, смерть. Красная армия, изгоняя нацистов, несет новые страдания. Русские военнопленные из страха оказаться перед судом своих соотечественников также бегут на Запад.
Вместе с тем фильм не пытается переписать историю, поменяв местами жертв и агрессоров. Фильм «Бегство» показывает, что поджигателями войны были немцы. Но авторам фильма удалось донести до зрителей свое послание -- нельзя страдания одних оправдать жертвами других.
Ведущие немецкие общественные деятели встретили фильм одобрительно. Официальное похвальное слово произнес и госминистр культуры Бернд Нойманн. Поддержали обращение к трудной странице истории, еще недавно по сути табуированной, и религиозные деятели. Ганноверский епископ Маргот Кэссманн отметила, что подобные киноленты помогают «понять прошлое». Мир и примирение, сказала она, возможны тогда, когда преступники признают свою вину и судьбы жертв становятся услышанными.
По мнению Маргот Кэссманн, соседи немцев в Польше и Чехии не должны бояться «реваншизма», когда немцы поминают судьбы 12 млн беженцев: «Это лучше, чем о них умалчивать или пытаться делать вид, что ничего этого не было». В последние годы вопрос об изгнании немцев называют «больным нервом» во взаимоотношениях Берлина и Варшавы.
Юрий ШПАКОВ, Берлин