|
|
N°38, 05 марта 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Миллионы на тарелочке
РФПЛ готова к заключению рекордного контракта
Завтра клубы Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ) должны официально заключить контракт с «Газпром-Медиа» о передаче прав на телетрансляции матчей чемпионата страны телекомпании «НТВ-Плюс». Ожидается, что контракт будет подписан сроком на пять лет, общая его стоимость может составить 250 млн долл., а футбол практически исчезнет с общедоступных телеканалов.
Принципиальное согласие клубов на заключение беспрецедентного для российского футбола контракта уже получено. Осталось утрясти некоторые формальности и согласовать детали. Для этой цели в субботу на общем собрании РФПЛ была выбрана инициативная группа, в которую вошли президент ЦСКА Евгений Гинер, генеральный директор «Москвы» Юрий Белоус и генеральный директор «Динамо» Дмитрий Иванов. Но уже сейчас в общих чертах можно представить себе, как выглядит соглашение между РФПЛ и «Газпром-Медиа».
Непосредственно телеправа на один год стоят порядка 23 млн долл. За эту сумму «НТВ-Плюс» получает семь матчей из тура. Восьмой, центральный, будет показывать «Первый канал» в прямом эфире, и, вполне вероятно, это будет единственная игра из тура, которую будут транслировать на общедоступных каналах. Кроме непосредственно телеправ за указанную сумму «Газпром-Медиа» выкупит еще рекламные права и выплатит дополнительные бонусы, так что общая сумма, которую будут получать клубы за один год, приблизится к 50 млн долларов.
Вместе с тем еще в прошлом году РФПЛ и РФС заключили контракт с компанией «Росгосстрах», которая стала титульным спонсором чемпионата России. Сумма пятилетнего соглашения не разглашалась, но, по неофициальной информации, она составила 55 млн долл. Из них 1,7 млн в год получает Российский футбольный союз, остальные 9,3 уходят в бюджет РФПЛ. По условиям того контракта первенство страны официально должно называться «Росгосстрах -- Чемпионат России», также в нем прописано общее количество телетрансляций по федеральным каналам.
Это соглашение и было главной проблемой, которая стояла перед «Газпром-Медиа» в процессе согласования контракта. Работу над ним компания начала достаточно давно: несколько недель назад глава «Газпрома» Алексей Миллер встречался с руководством «НТВ-Плюс» и обрисовал перспективы сотрудничества с РФПЛ. На той же встрече впервые и прозвучала сумма, которую «Газпром» готов заплатить за эксклюзивные права, -- 50 млн долл. в год. Вместе с тем говорилось и о сложностях, которые могут возникнуть во взаимоотношениях с «Росгосстрахом». Но, похоже, все проблемы уже решены.
Сумма в 250 млн некритична для «Газпрома». Нефтегазовая компания в последнее время очень благосклонна к футболу. «Газпром» владеет футбольным клубом «Зенит», чей годовой бюджет оценивается в 70 млн долл. и который на днях едва не побил российский трансферный рекорд, выкупив украинского полузащитника Анатолия Тимощука у донецкого «Шахтера» за 20 млн долл. «Газпром» ведет в Санкт-Петребурге строительство футбольного стадиона. Стоимость проекта арены с раздвигающейся крышей и выезжающим за пределы стадиона полем оценивается в 250 млн долл. Кроме того, компания является официальным спонсором клуба немецкой бундеслиги «Шальке»: соглашение о сотрудничестве заключено на десять лет и рассчитано на 100 млн евро. Вдобавок ко всему компания ZGG, зарегистрированная в Берлине 100-процентная «внучка» «Газпрома», является эксклюзивным партнером клуба «Герта», который теперь рекламирует слоган «природный газ из России». Теперь «Газпром» решил обратить внимание и на российский футбол.
У премьер-лиги в связи с заключением контракта с «Газпром-Медиа» также могут возникнуть трудности: на РФПЛ грозит обрушиться волна народного гнева. Болельщики уже привыкли смотреть чемпионат России в полном объеме на бесплатном канале «Спорт», и их отпугивает перспектива покупать за 9 тыс. руб. спутниковые тарелки и ежемесячно платить абонентскую плату в размере 1200 руб. за пакет «Суперспорт». Для того чтобы смягчить последствия, «Газпром-Медиа» готов чуть ли не бесплатно уступить сублицензии региональным каналам, которым будет разрешено показывать домашние матчи своих команд.
Сами же клубы не в силах были отказаться от такого предложения, которое позволяет им рассчитывать на 3 млн долл. в год. Перед началом этого сезона в бюджете РФПЛ образовался дефицит, который пришлось бы возмещать за счет увеличения взносов членов лиги. Да и вообще еще несколько лет назад подобные суммы за телеправа казались фантастическими, и в свое время предложение компании «Федком-медиа», которой владеет бывший хозяин «Динамо» Алексей Федорычев, выглядело очень заманчивым. По его условиям за 2005-й год компания обязывалась заплатить российской премьер-лиге 15,5 млн долл., за 2006-й -- 16,5 млн, а за 2007-й -- 17,5 миллиона.
Однако в 2006 году в РФПЛ сменился президент (Юрия Заварзина не переизбрали на новый срок, а на это место вернулся Евгений Гинер), и контракт с «Федком-медиа» был расторгнут в одностороннем порядке. Более того, премьер-лига инициировала иск в отношении компании Алексея Федорычева: лига посчитала, что после разрыва контракта «Федком-медиа» незаконно продолжала реализовывать коммерческие права и заработала на этом порядка 5 млн долл. С учетом процентов иск был подан на 5,656 млн долл., и следующее слушание по этому делу запланировано на 15 марта. Таким образом, за 2006 год клубам удалось за счет телеправ заработать всего порядка 10 млн долл. на всех, и предложение от «Газпром-Медиа» пришлось очень кстати.
В сложившейся ситуации пострадавшей стороной будет канал «Спорт». Именно футбольные трансляции приносили каналу основную зрительскую аудиторию, и сейчас «Спорт» может потерять не только рейтинги, но и дотации. Правда, еще существует небольшая вероятность, что государственный канал найдет аргументы в финансовом споре и часть телеправ к нему вернется.
Андрей ВДОВИН