Сергей
Выборнов вступил в должность президента АЛРОСА 10 февраля этого года. Он, как известно, сменил Александра Ничипорука, руководившего «на месте» процессом перехода алмазной монополии под контроль федерального центра. Вчера г-н Выборнов дал первое после вступления в должность интервью агентству Интерфакс.
Заявления г-на Выборнова демонстрируют, что по некоторым -- и часто принципиальным -- вопросам его политика отличается от стратегии прежнего руководства. В частности, касаясь вопроса получения государством контроля в АЛРОСА, г-н Выборнов говорит о том, что «разницы между пакетом правительства и Якутии существенной нет, это государственные пакеты». Г-н Выборнов вообще выглядит более спокойным в установлении отношений со спорящими за контроль над компанией акционерами -- государственным центром и правительством Якутии: «Термин «федерализация», по моему мнению, некорректный, -- утверждает он. -- Россия -- это федеральная страна. Есть поручение президента РФ о получении контроля над компанией. С моей точки зрения этот вопрос решен... Я думаю, что месяцев девять процесс должен занять». При этом г-н Выборнов даже как будто позволил себе публично усомниться в корректности проведения оценки АЛРОСА и имущественного комплекса «Якуталмаза». Рассуждая о возможности увеличения стоимости компании при включении в ее активы имущественного комплекса «Якуталмаза», он заявил: «Я бы не стал делать прогнозы на основе выводов оценщиков, которые сделали оценку отдельно имущественного комплекса и отдельно компании АЛРОСА. С моей точки зрения -- а я все-таки инвестиционный банкир, по крайней мере был им, -- оценивать горную компанию без имущества сложно».
Адекватной оценкой компании г-н Выборнов считает оценку ее рынком: «Когда компания откроется, рынок оценит по простому принципу: ежегодные продажи плюс какой-то multiple». Новый руководитель алмазного гиганта не исключает возможности выхода компании на рынки акций. При этом он подчеркивает, что это может стать прецедентом в мировой практике. Предполагается, что вскоре (г-н Выборнов уточнил, что это может произойти одновременно с выпуском допэмиссии акций компании, которая при размещении должна способствовать перераспределению акционерного капитала в пользу государственного центра) АЛРОСА будет преобразована из закрытого в открытое акционерное общество. «АЛРОСА будет единственным публичным игроком на рынке, -- говорит г-н Выборнов. -- Поскольку все остальные -- семейные. Доля алмазов в выручке BHP или Rio (британо-австралийские добывающие компании, крупнейшие игроки в отрасли. --
Ред.) очень мала, их нельзя считать публичными алмазными компаниями».
Однако президент АЛРОСА дал понять, что спешить с процессом вывода акций компании на рынок, учитывая специфику и практику отрасли, не следует: «Я бы не стал говорить об IPO с продажами 3 млрд долл... Выводить на биржу? Ну почему бы и нет. Но делать это нужно осторожно, потому что у алмазных компаний нет, так скажем, history track. Поэтому, если это сделаем, это будет пилотный проект с точки зрения мирового алмазного бизнеса. Хороший проект, так как, если говорить в целом об алмазном бизнесе, то открытость и прозрачность давно бы не помешала».
Развиваясь в русле «открытости и прозрачности», АЛРОСА даже может отозвать иск к Еврокомиссии, опротестовывающий запрет Брюсселя на продажу АЛРОСА необработанных алмазов южноафриканской De Beers: «Я лично не совсем понимаю, зачем все это нужно. Зачем мы судимся? Чтобы нам отдали контракт с De Beers? Но в условиях отмены экспортных квот нам все равно нужно самим заниматься сбытом и создавать его».
Создать надежную сбытовую сеть -- одна из основных задач компании в ближайшей перспективе. Ведь в сфере сбыта опыт АЛРОСА в своем роде тоже уникален: на протяжении почти всей своей истории основным торговым агентом компании являлся, по сути, ее конкурент на мировом рынке -- De Beers.
После выхода АЛРОСА на рынок как самостоятельного продавца и снятия ряда госограничений на торговлю алмазами стало очевидно, что без продвижения собственной дилерской сети компания не сможет полноценно развиваться. И являясь весомым игроком на рынке, АЛРОСА может себе позволить не только приспосабливаться к уже действующим правилам, но и устанавливать собственные. Поэтому АЛРОСА рассматривает не только возможности упрочения своего присутствия за границей и создания дилерских центров на известных площадках торговли алмазами, но и переноса международной торговли на территорию России. «Мне представляется, -- рассуждает г-н Выборнов, -- было бы наиболее правильно сделать торговую площадку в Москве и большую часть алмазов продавать здесь. Под Москвой я подразумеваю Россию, может быть, площадку стоит сделать в Якутии, поскольку все-таки драгкамни добывают на якутской земле». Кроме того, компания нацелена и на развитие производства и добычи алмазов, на увеличение своей минерально-сырьевой базы как за счет разведки, так и за счет приобретения новых месторождений, в том числе за рубежом.
Диверсификацией бизнесов компании займется ее «дочка» -- Инвестиционная группа АЛРОСА, которой г-н Выборнов руководил до утверждения на пост президента алмазодобывающей компании. ИГ будет развивать как непрофильные для АЛРОСА виды бизнесов, в том числе золотодобычу и ТЭК, так и присутствие группы за рубежом.
Г-н Выборнов за месяц работы на посту президента АЛРОСА успел обновить команду. Юрий Дойников сменил на посту первого вице-президента -- исполнительного директора АЛРОСА Петра Глаголева и уже отправился в Якутию для исполнения служебных обязанностей. Первым вице-президентом АЛРОСА назначен бывший президент ее дочерней компании «Севералмаз» Геннадий Пивень.