Вечная тема борьбы с коррупцией вновь стала хитом политического сезона в России. По мере окончательного превращения коррупции в стройную систему функционирования российского государства в стране началась конкуренция
антикоррупционных программ.
Имидж власти сильно страдает из-за продажности слуг народа, да и доходы, которые должно получить государство, оседают в их карманах. «История 90-х годов в нашей стране -- это яркое свидетельство того, как коррупция расшатывает и дестабилизирует общество, вводит в деградацию экономику и ставит страну фактически на грань распада», -- заявил вчера помощник президента Виктор Иванов, который недавно был назначен президентом главой межведомственной рабочей группы, готовящей предложения по борьбе с этим злом. По авторитетному мнению г-на Иванова, коррупция проникла во все сферы государственной жизни. «Нужно подвергнуть тщательному анализу гражданское, налоговое, валютное, финансовое, банковское законодательство, а также основы работы государственных служащих», -- полагает он. Из чего следует, что "проклятое наследие" 90-х годов нынешними "ярыми антикоррупционерами" во власти преодолеть пока не удалось.
Тем временем Минэкономразвития к середине марта подготовит сразу две антикоррупционные программы -- одну для ведомств и одну для регионов. Как рассчитывают в экономическом ведомстве, отдельные элементы программы будут внедрены уже в этом году. Программа еще не разработана до конца, однако у нее уже нашлись серьезные противники. Меры, разработанные Минэкономразвития, «абсолютно неприемлемы в нормальном демократическом государстве и нормальной системе управления госслужбой», -- заявил член комитета Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов Андрей Пржездомский. Он выступает против слежки за госслужащими с помощью видеокамер, а также против создания отделов собственной безопасности в каждом ведомстве. «Это просто кустарщина. А насаждать стукачество позорно», -- убежден он. Правда, антикоррупционная программа самой Общественной палаты не менее кустарные меры вроде телепередач
про честных милиционеров.
Вчера начальник отдела административной реформы МЭРТ Максим Паршин разъяснил журналистам, что существует четыре основных вида коррупции: политическая коррупция,
коррупция на государственной и гражданской службе, коррупция
в правоохранительных органах, в бюджетных организациях. МЭРТ предлагает как универсальные инструменты, такие, как увеличение зарплаты и выборочные проверки деклараций о доходах, так и собственный набор мер для каждого коррупционера.
К политической коррупции г-н Паршин относит неформальное участие высших должностных лиц в бизнесе, лоббирование принятия решений, использование инсайдерской информации. Тут необходимо, например, сокращение количества высших должностных лиц в советах директоров различных компаний. Впрочем, по мнению руководителя экспертной группы по административной реформе Центра стратегических разработок Владимира Южакова, «пока передел собственности идет, а он невозможен без участия чиновников, платформа для высокого уровня коррупции остается».
К нарушениям, связанным с коррупцией на государственной и гражданской службе, МЭРТ отнес откаты и взятки при реализации контрольных и надзорных функций, а также за более качественное исполнение должностных обязанностей. Для борьбы с этим злом МЭРТ предлагает регламентацию процедур проведения госзакупок, сокращение перечня платных услуг госучреждений, упорядочение принципов определения стоимости услуг, разработку и утверждение административных регламентов госфункций с наибольшим риском коррупции. Также в список этих мер включено внедрение информационно-коммуникационных технологий, расширение практики кадровых конкурсов в сочетании с информационной открытостью и введение дифференцированного размера госпошлин.
Что касается коррупции в правоохранительных органах, то г-н Паршин отметил среди явных нарушений в этой сфере такие, как вымогательство, непринятие соответствующих мер к лицам, причастным к коррупционным преступлениям, взятки за неисполнение служебных обязанностей. Для противодействия данным нарушениям необходима ротация должностных лиц, считает представитель МЭРТ.
Наконец, к нарушениям, относящимся к коррупции в бюджетных организациях, он отнес взятки за более качественное исполнение должностных обязанностей. В этой сфере, по словам г-на Паршина, необходимо вводить регламенты деятельности ведомств.
«Ничего революционно нового МЭРТ не предлагает, -- говорит г-н Южаков, речь идет о сведении всех как уже реализуемых мероприятий, так и замыслов по борьбе с коррупцией в единую систему. Но эта система будет эффективной, если она будет применена повсеместно. Кроме того, система касается только органов исполнительной власти, а есть еще законодательная и судебная, которая тоже подвержена коррупции».