Вчера утром казахстанцы прильнули к экранам телевизоров. Они ожидали увидеть своего президента Нурсултана Назарбаева, выступающего с ежегодным посланием к народу на совместном заседании палат парламента. Прошел один час, потом другой, а прямая трансляция все не начиналась. Когда голос президента зазвучал по радио, стало ясно -- прямого телеэфира не будет. Только вечером национальное телевидение показало речь в записи. Осталось неясно, почему была нарушена многолетняя традиция прямых телерепортажей.
Разочаровались и те, кто надеялся на объявление президентом программы прорывных политических реформ в Казахстане. Эти ожидания подогревались визитом в Астану накануне выступления Назарбаева помощника госсекретаря США Ричарда Баучера, откровенно демонстрировавшего, что он приехал для встречи с президентом Казахстана ради поддержки политических реформ
(см. «Время новостей» от 28 февраля).
Однако эта тема оказалась на периферии президентского послания.
«Модернизация политической системы в соответствии с логикой нового этапа нашего развития» -- так назывался соответствующий раздел документа. И задача эта значилась восьмой среди десятка проблем, сформулированных Назарбаевым. Их решение, считает президент Казахстана, должно позволить стране «стать частью мировых рынков товаров, услуг, трудовых ресурсов, капитала, современных идей и технологий».
В этом списке задач нет ничего, что напоминало бы еще одну амбициозную цель, сформулированную лидером Социал-демократической партии Казахстана
Жармаханом Туякбаем на днях в беседе с «ВН», -- необходимость для страны «влиться в сообщество европейских демократических государств». Без этого пункта программа Назарбаева, названная президентом «казахстанским путем политического транзита», отчетливо напоминает китайский вариант модернизации.
Разница лишь в том, что руководящая роль компартии заменена в Казахстане на указующую деятельность президента. Речь Нурсултана Назарбаева начинается со слов: «Я поручаю правительству продолжить работу по улучшению благосостояния нашего народа». Текст изобилует такими фразами: «В-девятых, я поручаю в течение трех лет построить 100 школ и 100 больниц...», «это мое главное поручение правительству», «ответственность за решение этой задачи возлагаю на правительство». Как выполняются поручения главы государства, данные им, к примеру, в позапрошлом послании к народу (обеспечить строительство недорогого жилья для неимущих граждан), в нынешнем послании не было сказано ничего.
Особенность «модернизации по-казахстански», подчеркивает Назарбаев, -- это прежде всего
сохранение президентской формы правления. Что же касается обещанных в нынешнем году «системных демократических реформ», то они, по словам президента, «не являются копированием чужого опыта или абстрактных теорий». Правовым обеспечением предложений по реформированию уже занялась «группа юристов», сообщил Назарбаев, которая готовит изменения в конституцию и проекты отдельных законов. Реформы будут касаться расширения полномочий парламента и местных органов власти, роли политических партий, совершенствования судебно-правовой системы, в частности введения суда присяжных и выдачи санкции на арест только судом.
Никаких указаний в части изменения выборного законодательства и равного доступа к СМИ политических партий президент Казахстана вчера не отдавал. Но именно на реформировании этих сегментов политической системы настаивали западные страны -- члены ОБСЕ, два месяца назад отложившие на год принятие решения о предоставлении Казахстану права возглавить эту организацию в 2009 году.
Но для западных критиков Астаны есть и хорошие новости. Вчера один из казахстанских телеканалов продемонстрировал почти невиданную ранее политическую толерантность. Лидерам оппозиции --
Жармахану Туякбаю и председателю Компартии Серикболсыну Абдильдину -- дали короткую возможность покритиковать главу государства, не оправдавшего их ожидания.