|
|
N°36, 01 марта 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не мешать!
ЛУКОЙЛ не будет закачивать сверхтяжелую нефть в трубопровод
Банк качества российской нефти, о необходимости создания которого говорят уже несколько лет, так и не появился, но нефтяники думают о том, как экспортировать высокосернистое сырье, минуя трубу «Транснефти». Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов вчера объявил в Санкт-Петербурге, что хочет отправлять тяжелую нефть с месторождений Коми морем для последующей переработки в Европу из Высоцка, подвозя ее туда по железной дороге. Экономическая целесообразность этого маршрута у экспертов вызывает сомнения, поскольку речь идет о малом объеме -- до 500 тыс. тонн нефти в год.
«Транснефть» и некоторые компании, добывающие легкую низкосернистую нефть (ЛУКОЙЛ, ЮКОС, «Газпром нефть», ТНК-ВР и «Роснефть»), давно добиваются создания банка качества. Это позволило бы принимать с дисконтом сырье компаний, сдающих «Транснефти» тяжелую нефть (прежде всего с месторождений «Татнефти» и «Башнефти», а также с некоторых месторождений ТНК-ВР), а поставщики легкой нефти получали бы премию. Президент Владимир Путин время от времени интересуется у госчиновников, почему российская нефть, которая получается в результате смешения в трубе высокосернистой Urals и легкой Siberian Light, торгуется с дисконтом. Одна из причин как раз в том, что исходный «коктейль» из двух сортов содержит больше серы, чем эталонный европейский сорт Brent. Однако чиновники вместо создания банка качества (а консенсуса среди нефтяников по этому вопросу по понятным причинам нет) решили заняться организацией биржевой торговли российской нефтью.
Тем временем ЛУКОЙЛ, похоже, решил: чем меньше его высокосернистой нефти в трубе «Транснефти», тем лучше по качеству «коктейль» Urals. В активе компании есть лицензия на Ярегское месторождение сверхтяжелой нефти в Коми. Пока там добывается чуть больше 5 тыс. тонн высокосернистого сырья в год, но компания намерена добывать в 100 раз больше. Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов вчера заявил в Санкт-Петербурге, что ярегская нефть будет направляться для очистки, подготовки и предварительной переработки на принадлежащий компании Ухтинский НПЗ. Оттуда по железной дороге сырье транспортируют в Высоцк, перевалят на танкеры и отправят на завод в Западной Европе, который, как надеется г-н Алекперов, в будущем будет приобретен. "Мы рассматриваем четвертую очередь терминала в Высоцке как технологическую цепочку доставки ярегской тяжелой нефти для заводов в Западной Европе», -- добавил он. По его словам, срок строительства четвертой очереди порта Высоцк еще не определен, но уже ясно, что расширение обойдется в 150 млн долларов.
Полтора года назад Высоцк, в который не подведена труба «Транснефти», прекратил экспорт нефти, сосредоточившись на нефтепродуктах. Компания объясняла это невыгодностью транспортировки сырья по железной дороге. Сейчас, с ростом цен на нефть, ситуация могла измениться. Теоретически ЛУКОЙЛ хотел бы переваливать через свой терминал до 15 млн тонн в год. Однако Высоцк работает на предельной мощности -- 12 млн тонн в год, и экспортировать больше нефтепродуктов отсюда не представляется возможным: железнодорожная ветка перегружена, ведь по ней идут не только «мазутные» составы в порт ЛУКОЙЛа, но и «угольные» (на другие терминалы). РЖД и нефтяная компания давно уже ведут переговоры о строительстве новой дороги через Карельский перешеек, но никак не могут прийти к соглашению о том, кто и на каких условиях будет ее финансировать. ЛУКОЙЛ уже построил за свой счет несколько километров новой ветки около порта, но в случае расширения мощности порта речь идет уже о строительстве дороги длиной несколько десятков километров. В РЖД прекрасно понимают, что больше всего это нужно ЛУКОЙЛу, а потому, похоже, ждут, пока нефтяная компания созреет. Но неизвестно, захочет ли она пойти на внушительные инвестиции ради того, чтобы переваливать в порту дополнительные 500 тыс. тонн нефти. Нефтяные трейдеры утверждают, что возить нефть, особенно небольшими партиями, по железной дороге в Высоцк дорого и неудобно -- придется создавать отдельные хранилища в порту, согласовывать приход танкеров с движением состава, что достаточно сложно, если учесть пробки и особенности российской логистики. К тому же меньше чем через год должна заработать «труба» «Транснефтепродукта» в направлении Высоцка по прокачке до 3,5 тонны дизтоплива в год.
Валентин ИВАНОВ, Санкт-Петербург