|
|
N°36, 01 марта 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Два грузоперевозчика лучше одного
Минтранс построил модель железной дороги
Министерство транспорта сегодня внесет на рассмотрение правительства разработанную ведомством модель рынка железнодорожных перевозок. Источник в подчиненном министерству Федеральном агентстве железнодорожного транспорта («Росжелдор») вчера рассказал «Времени новостей», что документ предусматривает создание к 2010 году двух (а возможно, и больше) крупных грузовых железнодорожных перевозчиков. Альтернативная концепция, разработанная Федеральной службой по тарифам и поддержанная руководством «Российских железных дорог» (РЖД), исходит из того, что стране достаточно одной грузовой компании.
Как сообщил собеседник из «Росжелдора», модель рынка и этапы его трансформации будут представлены правительству в форме доклада министра транспорта. Только вчера документ был направлен на согласование в Минэкономразвития, ФАС и другие заинтересованные ведомства. На рассмотрение кабинета министров он поступит, не дожидаясь реакции этих министерств и служб. Предполагается, что они оформят свои замечания (если таковые у них возникнут) позже, отдельными протоколами.
Переход от нынешней железнодорожной монополии к новой модели Минтранс предполагает осуществить постепенно, в несколько этапов. Этот год должен быть посвящен разработке соответствующей нормативно-правовой базы. Организационные реформы начнутся в 2007 году с выделения из состава РЖД первой грузовой компании. Она будет иметь форму «дочки» РЖД. Оплатить ее уставный капитал намечено грузовыми вагонами, принадлежащими РЖД. Причем точное количество этих вагонов (а следовательно, и размер уставного капитала грузовой компании) будет определено по ходу ее формирования. Но в любом случае он не сможет быть больше 50% нынешнего парка РЖД, который насчитывает около 600 тыс. грузовых вагонов разных типов.
«При организации компании ее акции будут объявлены в количестве, пропорциональном половине парка РЖД, однако реально будет оплачена только одна пятая часть их них. Соответственно компании перейдет только 10% парка РЖД, причем в нем должны быть пропорционально представлены вагоны всех типов и сроков выпуска, имеющиеся у монополии, -- сообщил источник в «Росжелдоре». -- Это позволит избежать создания «дочке» преимуществ по сравнению с другими перевозчиками (РЖД и независимыми, которые должны появиться на следующих этапах реформы. -- Ред.)».
Первый год грузовая компания проработает в статусе оператора (т.е. собственника подвижного состава, сдающего его в аренду), а с 2008 года превратится в полноценного перевозчика. С этого момента и в соответствии с наличием у нее грузовой базы (т.е. заказов) совет директоров РЖД может принимать решение об оплате объявленных акций компании и передаче ей дополнительного подвижного состава (по-прежнему в пределах 50% парка РЖД). В 2009 или 2010 году возможно IPO этой первой грузовой компании. На период ее становления РЖД остается национальным перевозчиком, контролирующим большую часть вагонного парка в стране и обеспечивающим бесперебойную работу железнодорожного транспорта.
В 2008--2009 годах ожидается формирование Федеральной пассажирской компании, куда будет передан соответствующий бизнес РЖД. Ее Минтранс предлагает создать в виде независимой от РЖД государственной компании, дотируемой из бюджета. При этом до 2010 года она будет передана в доверительное управление РЖД.
Наконец в 2009--2010 годах на базе остающегося к этому времени у РЖД парка грузовых вагонов должна быть создана еще одна грузовая компания. Источник в «Росжелдоре» оговорился, что Минтранс допускает и вариант создания еще нескольких подобных перевозчиков. Конкретное решение по этому поводу будет принято на основании накопленного к тому моменту опыта.
В 2010 году, как считает Минтранс, правительство может принять (или нет) решение о разделении инфраструктурной и перевозочной деятельности на железнодорожном транспорте. Если решение будет положительным, то на месте нынешнего РЖД возникнут инфраструктурная компания, пассажирский перевозчик и несколько конкурирующих между собой грузовых перевозчиков. Минтранс предполагает, что вторая по времени формирования грузовая компания может стать новым национальным перевозчиком, обеспечивающим за счет своих масштабов стратегическую стабильность в этом секторе железнодорожного транспорта.
Михаил КУКУШКИН