|
|
N°34, 27 февраля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сахалинская дилемма
Японии нужно больше сжиженного газа
Стартовавшие вчера в Токио энергетические переговоры в рамках визита российской правительственной делегации в очередной раз продемонстрировали, что в Москве пока не созрело решение по поставкам газа с проекта «Сахалин-1». Как известно, две трети планируемой добычи на сегодняшний день не законтрактовано, на них даже нет гарантированного потребителя. Пока рабочим вариантом участников проекта остаются поставки газа в Китай по трубопроводу. Но этому вопросу нет согласия ни между акционерами «Сахалин-1», ни в руководстве страны. Ситуация, судя по всему, не двигается из-за противоречий административно-коммерческих интересов - государственных «Газпрома» и «Роснефти», которые в равной степени считают сахалинский шельф стратегической зоной и не хотят сдавать позиции в регионе.
Напомним, что прошлой осенью Владимир Путин на встрече с хабаровским губернатором убеждал забыть о перспективе продления газопровода из края (по нему уже полтора года поступает газ с «Сахалина-1») в КНР. Тем не менее, строительство газопровода все еще прорабатывается. Прежде всего, усилиями «Роснефти», которой принадлежит 20% в проекте. Нефтяная госкомпания, очевидно, рассчитывает получить возможность экспортировать газ вне единого экспортного канала. Принятый летом закон о монополии «Газпрома» на экспорт газа оставляет такую возможность только для действующих сахалинских СРП.
Сторонники сжижения газа на Сахалине утверждают, что логичнее шельфовый газ экспортировать в виде СПГ: это позволяет выходить на разные рынки. «Газпрому» после приобретения контроля в «Сахалине-2» (завод по сжижению газа) более близка именно эта идея, тем более что она подразумевает покупку газа у Exxon Neftegas (оператор проекта «Сахалин-1») и расширение собственного производства СПГ. Вчера со стороны Токио была высказана осторожная заинтересованность в этих объемах, что усиливает перспективы сжижения газа с этого проекта на мощностях «Сахалина-2».
Тем не менее, готового решения нет ни у одной из сторон. Труба для экспорта всего 7-8 млрд кубометров выглядит экономически бесперспективно. Но и сжижение всего сахалинского газа дискредитирует газпромовские принципы приоритета российских потребителей. Ведь тогда для газификации Хабаровского и Приморского краев придется искать альтернативные ресурсы.
О подтверждении интереса Токио к дополнительным поставкам сахалинского газа журналистам рассказал представитель МИДа России, присутствовавший на встрече министра иностранных дел Японии Таро Асо с главой Минпромэнерго России Виктором Христенко. «Асо сказал, что кроме нефти (которая уже поставляется на японский рынок в рамках проекта «Сахалин-1» -- Ред.), Япония также заинтересована в сжиженном природном газе, и министр Христенко сказал, что хорошо это понимает», -- цитирует слова российского дипломата Reuters. Перед визитом г-н Христенко заявлял, что ему «нравится вариант СПГ». «Это вполне логично и может снизить риски рынка», -- отметил тогда министр, оговорившись, что имеет в виду «общий взгляд» на проблему, на который «должна накладываться специфика проекта». Вчера же директор департамента инвестиционной и инновационной политики Минпромэнерго Владимир Саламатов в интервью РИА Новости сообщил, что решение будет принято до конца года. «Пока складывается ощущение, что проект поставки газа в Китай с экономической точки зрения для инвесторов выглядит предпочтительнее. Но окончательное решение по этому поводу не принято», -- сказал он. По его же словам, в качестве альтернативы рассматривается вопрос строительства третьей очереди завода по сжижению природного газа в рамках проекта «Сахалин-2». Только при таком условии можно говорить о сжижении газа, который будет добывать Exxon Neftegas, поскольку уже строящиеся мощности позволят перерабатывать только сырье с проекта «Сахалин-2».
Акционерами Exxon Neftegas являются американская ExxonMobil (30%), японская Sodeco (30%), «Роснефть» (20%) и индийская ONGC (20%). Консорциум может добывать около 10 млрд кубометров газа в год, из которых 3 млрд кубометров предназначается Хабаровскому краю. Остальное партнеры собирались экспортировать по трубе сначала в Японию, а когда Токио отверг по экологическим соображениям идею подводного газопровода, -- в Китай.
Для нормального функционирования трубопроводного проекта требуются гарантии поставок 25-30 млрд кубометров на протяжении как минимум 20 лет. Изначально планировалось, что экспортный газопровод с Сахалина будет заполняться газом с проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-3». Но после того как ExxonMobil и Chevron лишились прав на участки последнего («Сахалин-3» был возвращены в нераспределенный фонд недр) трубный вариант повис на волоске. Тем не менее, ExxonMobil при поддержке «Роснефти» усиленно его проталкивает, надеясь найти обход единого экспортного канала. Для этого правда, предстоит выиграть у «Газпрома» конкуренцию за «Сахалин-3», чтобы вернуть газопроводу экономическое обоснование.
Все это приправлено острой конкуренцией за углеводородные поставки между лидерами азиатского региона - Японии, Индии и Китая, с каждым из которых Москва пытается выстроить особые торговые и политические отношения. Помимо японских потребителей на сжиженный газ с «Сахалина-1» активно претендует Индия, представители которой не раз обещали обеспечить этим объемам рынок сбыта.
Заседание наблюдательного совета «Сахалин-2» по утверждению сметы состоится в конце марта. Как сообщили в Минпромэнерго, с предложением назначить мероприятие на это время обратились участники проекта, которые планируют к этому сроку завершить корпоративные процедуры по продаже контрольного пакета «Газпрому». В декабре «Газпром» договорился о выкупе у Shell (55%), Mitsui (25%) и Mitsubishi (20%) половины их долей в компании Sakhalin Energy за 7,45 млрд долл. Одновременно было согласовано увеличение сметы второго этапа проекта с 10 млрд долл. до 19,4 млрд долл. Однако официально ее должен утвердить наблюдательный совет состоящий из представителей акционеров и российских чиновников.
Алексей ГРИВАЧ