Незадолго до визита оценочной
комиссии Международного олимпийского комитета в Сочи, претендующем на проведение зимней Олимпиады-2014,
пропадал свет. Сразу после отъезда пропал газ. Но российские чиновники, предвкушающие освоение 12 млрд долл., которые планируется потратить на подготовку к Играм, преисполнены радости. Между тем истинным смыслом победы Сочи в борьбе за Олимпиаду станет как раз кардинальное решение проблем со светом и газом, а также превращение главного российского курорта в круглогодичный. Тем печальнее, если решение этих действительно ключевых проблем города будет поставлено в зависимость от решения сессии МОК давать или не давать Сочи Олимпиаду-2014.
Российские чиновники просто фонтанируют оптимизмом, выдвигая самые невероятные козыри Сочи по сравнению с конкурентами-- южнокорейским Пхенчханом и австрийским Зальцбургом. Например, по мнению президента Олимпийского комитета России Леонида Тягачева, успех заявки на Олимпиаду определяет наличие горнолыжной трассы для скоростного спуска с перепадом высот не менее 1000 м, а в Пхенчхане и Зальцбурге такой трассы нет. То, что в Сочи нет вообще ни единого спортивного объекта для будущих Игр, нашего главного олимпийского чиновника не смущает. А, например, заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин доверительно поведал оценочной комиссии, что у нас до сих пор в строю проверенные кадры, обеспечивавшие безопасность на летней Олимпиаде 1980 года в Москве. Если предположить, что тогда этим «проверенным кадрам» было хотя бы лет по 30, к сочинским Играм будет почти 70. Прямо как в советском перестроечном анекдоте про первый стриптиз-бар, куда взяли работать только "настоящих коммунисток, членов партии с 1917 года". А потом удивлялись, почему никто не ходит смотреть.
Спору нет, впервые в истории принять зимнюю Олимпиаду в России было бы приятно и престижно. Только принципиально важно, чтобы Сочи не стал заложником своей олимпийской заявки, чтобы совершенно необходимая модернизация курорта не заглохла, если в июле 2007 года МОК предпочтет отдать Игры кому-то из двух других претендентов. Иными словами, в головах руководителей Краснодарского края и Сочи, равно как и федеральных ведомств, должны четко разделяться причина и следствие. Олимпиада не может быть единственной причиной развития Сочи как мирового горнолыжного курорта.
К тому же надо понимать разницу между поражением Москвы в борьбе за право принять летние Игры 2012 года и возможным поражением Сочи. Для Москвы это поражение не стало трагедией с точки зрения развития инфраструктуры и улучшения качества жизни в городе. Сочи нуждается в инфраструктурной реформе гораздо сильнее Москвы. Для Москвы туризм не был и в обозримом будущем никогда не станет главной статьей доходов. Есть множество других. У Сочи, наоборот, кроме туризма, никаких сопоставимых статей дохода в обозримом будущем наверняка не появится. Так что олимпийская заявка стала лишь способом раскрутки внимания федеральных властей к главному курорту страны, и Олимпиада, как ни парадоксально, вовсе не главная цель всей «кампании 2014 года».
Когда начальник оргкомитета «Сочи-2014» вице-премьер Александр Жуков говорит, что после распада СССР Россия лишилась практически всех курортных зон, он, по сути, формулирует задачу государственной политики. Эта задача не в том, чтобы обязательно заполучить Олимпиаду в Сочи, а в том, чтобы сделать курорты Краснодарского края действительно конкурентоспособным местом отдыха для россиян с разным уровнем достатка.
Говорят, на сессию МОК в Гватемалу, где в июле 2007 года будет решаться судьба сочинской заявки, поедет президент Владимир Путин. Визит премьера Великобритании Тони Блэра на сессию МОК два года назад во многом предопределил победу Лондона в борьбе за летние Игры-2012.Но ни уход Путина с поста президента по окончании своего законного правления, ни отказ МОК удовлетворить сочинскую заявку не должны повлиять на планы государства в отношении Сочи. Потому что, если там появятся трамплины, санно-бобслейная и горнолыжные трассы, современный ледовый дворец, приличный аэропорт, если не будут то и дело отключать свет и газ, претендовать на проведение новой Олимпиады можно будет с куда большими основаниями. А главное, горожане будут знать, чем себя занять и в зимние месяцы.