Время новостей
     N°32, 22 февраля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.02.2007
Далеко ли до Таллина
В России в отличие от Эстонии памятники героям войны сносят незаметно
Госдума вчера направила сразу два парламентских запроса на имя генерального прокурора России Юрия Чайки с просьбой проверить законность действий мэра Ставрополя Дмитрия Кузьмина. Оба документа подготовлены депутатами фракции «Единая Россия». Первый запрос касается демонтажа на основании постановления главы города стелы «Героям-доваторцам», установленной в 1975 году в память о воинах гвардейского кавалерийского корпуса генерала Льва Доватора. Несмотря на то что демонтаж произошел в июле прошлого года, парламентарии вспомнили о нем только сейчас. Второй запрос и вовсе может обернуться для мэра уголовным наказанием за ДТП, произошедшее в августе прошлого года по вине руководителя администрации Пятигорска Игоря Тарасова. По мнению авторов запроса, Дмитрий Кузьмин, находясь на месте ДТП, не оказал помощи пострадавшим.

Таким образом, предвыборная борьба между двумя партиями власти в преддверии назначенных на 11 марта выборов в Ставропольскую краевую думу обрела площадку в лице Думы государственной. Мэр Ставрополя, в законности действий которого сомневаются единороссы, возглавляет краевое отделение «Справедливой России». А первым номером в избирательном списке «Единой России» значится губернатор Ставропольского края Александр Черногоров.

Вчера в Госдуме во время рассмотрения запроса в Генпрокуратуру у депутатов вышел спор: кто же все-таки виноват в сносе памятника героям-доваторцам? Единороссы винили Кузьмина, а представители «Справедливой России» -- Черногорова. При этом и те и другие с оттенком стыда проводили параллель с планами эстонского парламента по сносу памятника советскому Воину-освободителю в центре Таллина. (Хотя закон, принятый эстонским парламентом, отклонил президент Эстонии.) Эти планы вызвали бурю негодования у российских парламентариев, а также у представителей других ветвей российской власти. А тем временем подобная история произошла на территории России, хотя памятники героям войны охраняются российским законодательством.

Тридцатиметровый монумент, посвященный памяти казаков-доваторцев, освободивших город от фашистских захватчиков, простоял на самом видном месте Юго-Западного района Ставрополя 31 год. Формально стела была снесена по причине ветхости. Якобы металл сгнил на 70%, и в любой момент конструкция могла разрушиться. Кроме того, по другой официальной версии, памятник, стоящий на пересечении двух улиц, мешал строительству новой транспортной развязки. Вице-спикер Госдумы, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Владимир Катренко сказал корреспонденту «Времени новостей», что не верит в невозможность найти выход из этой ситуации, при котором памятник остался бы на своем историческом месте. Депутат напомнил, что закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941--1945 годов» однозначно определяет: «Сохранение и реставрация памятников войны обеспечиваются из местных бюджетов, если это памятники муниципального значения». Другой закон -- «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» -- гласит, что «пришедшие в негодность воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению органами местного самоуправления».

«Таким образом, в прямые обязанности мэрии входит уход за памятником и сохранение его в надлежащем виде, а значит, использованный повод -- ветхость памятника -- не имеет права на существование. Мэрия обязана была не допустить разрушения памятника, -- убежден г-н Катренко. -- Особенно неприятно, что здесь неминуемо возникает параллель с планами эстонского парламента по сносу памятника советскому Воину-освободителю в центре Таллина».

В то же время депутат фракции «Справедливая Россия» Иван Харченко на заседании Госдумы заверил коллег, что в демонтаже стелы виноват вовсе не его соратник по партии, а единоросс Черногоров: «Мы, безусловно, тоже хотели бы разобраться, кто инициировал снос памятника и кто это дело «протащил». Мы предлагаем приложить к запросу наши материалы -- диск с записью расширенного заседания правительства края, на котором Черногоров в присутствии 1200 человек уговаривает, что надо сносить этот памятник, и просит местные власти не противодействовать. У нас есть также соглашение между Черногоровым и администрацией города, в котором он 41 млн руб. выделяет на снос памятника и ремонт перекрестка. А также есть ответ министра культуры края на обеспокоенные запросы администрации города, которая была уверена, что сносить памятник нельзя».

Депутат фракции «Народно-патриотический союз «Родина» (Партия национального возрождения «Народная воля» -- Социалистическая единая партия России -- «Патриоты России») Виктор Алкснис в беседе с корреспондентом «Времени новостей» предположил, что виноваты обе стороны. «И губернатор Черногоров, и администрация города -- виноваты все. Там нет правых, а есть люди, которые пытаются уничтожить память о Великой Отечественной войне», -- считает г-н Алкснис.

Как бы там ни было, теперь с этим делом, как и с поведением Кузьмина во время ДТП, предстоит разбираться Генпрокуратуре, которой «Единая Россия» и «Справедливая Россия» снова подбросили работы. Буквально неделю назад единороссы направили генпрокурору Юрию Чайке запрос, в котором обвиняли того же г-на Кузьмина в клевете. Некие хулиганы сорвали встречу мэра Ставрополя с избирателями, начав швырять в него яйца и пакеты с грязью. Кузьмин заявил, что это были представители организации «Молодая гвардия «Единой России».

А с критикой властей других государств по поводу памятников советской эпохи российским депутатам теперь, видимо, придется быть осторожнее.

Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА