Американский сенат вслед за палатой представителей высказался с осуждением нынешнего курса Джорджа Буша на эскалацию войны в Ираке. Но принять резолюцию официально не удалось -- на срочно собранном позавчера заседании для этого не хватило всего четырех голосов. "За" проголосовали 56 сенаторов (требовалось 60 голосов), включая семерых республиканцев. 34 сенатора выступили против, а десять законодателей, в том числе претендент на президентство Джон Маккейн, в голосовании не участвовали. Тем не менее лидер демократов в этой палате конгресса Гарри Рид заявил о "победе" и о том, что это только начало попыток его партии "заставить президента Буша изменить курс в Ираке".
Днем ранее члены палаты представителей были более определенны в выражении критического отношения к иракской стратегии Белого Дома. 246 голосами против 182 они выразили прямое неодобрение плана Буша
направить в Ирак дополнительно 21 500 военнослужащих. К демократам примкнули 17 республиканцев. Однако при этом в документе воздана всяческая хвала и поддержка уже находящимся в Ираке американским солдатам и офицерам.
Белый Дом внешне спокойно
реагирует на эти страсти на Капитолийском холме. Заранее было известно, что обе резолюции имели рекомендательный характер, не требующий каких-то немедленных действий от президента. Они бы к нему даже на подпись не поступили. Но за кулисами представители администрации, особенно советник по нацбезопасности Стивен Хэдли, усиленно обрабатывали законодателей-республиканцев, стараясь уменьшить число "перебежчиков". В какой-то мере это удалось, поскольку в начале прошлой недели к голосованию вместе с демократами склонялось около полусотни республиканцев.
Некоторые независимые наблюдатели тоже скептически отнеслись к активности законодателей, считая ее непоследовательной и слабой. "По мне, это детские игры, -- говорит Дэвид Роткопф, автор недавнего политического бестселлера о современной внешней политике "Править миром". -- Эти резолюции обе беззубые. Реальный вопрос заключается в том, пойдут ли демократы дальше и бросят ли Белому Дому вызов в вопросе финансирования, там, где конгресс исторически был способен показать свое влияние".
И все-таки важность происшедшего нельзя отрицать. Впервые за четыре года иракской войны значительная часть конгресса дистанцировалась от верховного главнокомандующего, которого до сих пор поддерживала безоговорочно. А с учетом того, что Белый Дом постепенно нагнетает конфронтацию с Ираном, позиция законодателей оставляет Джорджу Бушу гораздо меньше возможностей предпринимать агрессивные действия, чем в прошлом. "Это важный момент не столько для прошлого или даже настоящего, сколько для того, что может произойти в будущем", -- считает Збигнев Бжезинский из вашингтонского Центра стратегических и международных исследований, бывший советником по нацбезопасности при президенте Картере. По мнению Бжезинского, законодатели предупредили президента о том, что
избиратели уже устали от войны и опустившийся до 32% рейтинг одобрения деятельности Буша еще одно тому подтверждение. И еще о том, что если Буш спровоцирует еще одну войну, то последствия для него будут "еще хуже".
Американская история свидетельствует, что обострение разногласий между президентом и конгрессом является четким сигналом того, что в военно-политической стратегии страны не просто что-то неладно, а уже либо наступил, либо вот-вот наступит кризис. Иракская война для Буша может стать таким же проклятием, каким вьетнамская стала для президентов Джонсона и Никсона.
В эти же дни на Ближний Восток срочно
вылетела госсекретарь Кондолиза Райс. Сейчас она проводит важные переговоры в Израиле, а до этого совершила неожиданный визит в Ирак. Там перед ней стояли непростые задачи. Райс успокаивала руководство Ирака (премьера Нури аль-Малики, президента Джаляля Талабани и министра иностранных дел Хошияра Зибари) насчет позиции законодателей. Мол, не стоит впадать из-за этого в панику, такова демократия. К тому же позицию конгресса можно было использовать, чтобы надавить на иракское руководство и подтолкнуть его "делать то, что оно должно делать". Ну, а с третьей стороны, г-жа Райс надеялась собрать какие-то позитивные факты, касающиеся совместной операции по прекращению насилия и обеспечению хотя бы какой-то безопасности в Багдаде.
Местные власти доложили Райс, что иракские силы безопасности включились в операцию "на 85--90% своих возможностей". Правда, вчера в иракской столице прогремело сразу два взрыва в шиитском квартале Багдад аль-джадида Два начиненных взрывчаткой автомобиля, припаркованных на рынке, унесли жизни минимум 56 человек, более 120 были ранены.