Прошлогодние долги, возникшие в ходе реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), стали «камнем на шее» Минздрава в 2007-м. Если на отечественных производителей лекарств, работающих по ДЛО, как-то можно надавить и заставить отгружать препараты, не погасив задолженность за 2006-й,
то с западными поставщиками -- в ценовом выражении их товар составляет более 70% всей программы -- все намного сложнее.
Сигналы о нехватке средств на закупку льготных лекарств и выплату долгов поступают с конца января со всех сторон, проблемы, в частности, испытывают власти Магадана, Адыгеи, Карелии, Тамбовской и Псковской областей. Всего в кризисном положении находится 20 регионов. Исчезновение из аптек продукции даже нескольких крупных производителей способно вызвать локальные социальные возмущения, считают аналитики рынка, что особенно неприятно для власти в год парламентских выборов.
Видимо, именно эта ситуация заставила руководителей «Единой России» экстренно искать
варианты поддержки столь нелюбимого депутатами Минздравсоцразвития. На днях единороссы внесли в Госдуму законопроект, который предусматривает выделение дополнительных 16 млрд руб. для прикрытия дыр в программе ДЛО в этом году. А в будущем депутаты и чиновники от здравоохранения собираются разработать новое законодательство по льготникам, нормы которого должны уберечь бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) от перерасхода средств на лекарства. Приемы, которые позволят партии власти дистанцироваться от прошлых и, возможно, грядущих скандалов, связанных с обеспечением льготников медпрепаратами, обсуждались вчера на совещании, организованном комитетом по охране здоровья.
Депутаты пригласили к себе для отчета практически всех ответственных за программу чиновников -- и.о. генерального директора ФФОМС Дмитрия Рейхарта, главу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития («Росздравнадзор») Рамила Хабриева, замглавы Минздравсоцразцития Владимира Стародубова и представителей Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Из выступления г-на Рейхарта следовало, что в нынешних финансовых проблемах виноваты сами льготники, которые не могут устоять перед возможностью получить денежную компенсацию, и врачи, которые выписывали дорогие оригинальные препараты «на целые подъезды заочно». Чтобы вернуть системе равновесие, по мнению главы ФФОМС, нужно распространить действие ДЛО на большее количество граждан, выделив при этом категории, которые не будут иметь право на монетизацию своей льготы, то есть на право получить деньги вместо бесплатных лекарств. Такое ограничение может касаться, например, работников бюджетной сферы и граждан старше 60--65 лет. К тому же г-н Рейхарт предложил льготникам, желающим лечиться непременно дорогостоящими препаратами при наличии дешевых аналогов, оплачивать разницу в цене. И, самое главное, фонд планирует и дальше снижать затраты на закупки лекарственных средств. «По итогам конкурса в этом году мы снизили закупочные цены более чем на 20%, что дало экономический эффект в 3,7 млрд руб.», -- отрапортовал руководитель ФФОМС. «Цены в ДЛО ниже, чем в рознице, -- поддержал коллегу глава «Росздравнадзора» Рамил Хабриев. -- С 2005 года цены на препараты в программе ни разу не увеличивались, а вот снижались неоднократно». Придирчивым единороссам он объяснил, что по всей стране базовыми считаются цены производителей. Но на местах имеют право делать региональную надбавку, которая покрывает транспортные расходы уполномоченных фармацевтических предприятий (дистрибьюторов) и затраты на эксплуатацию аптечных складов.
Казалось, что диалог на совещании развивается по привычному сценарию -- попросят чиновники у депутатов денег, пообещают «исправиться» и разойдутся до очередного скандала. Но мирного покаяния не допустил представитель Федеральной антимонопольной службы Тимофей Нижегородцев, заявивший, что в ряде регионов цены по ДЛО выше, чем в свободной продаже. «Это прямое правонарушение, которое должно пресекаться», -- считает представитель ФАС. Такая позиция удивительным образом совпала с оценкой Генпрокуратуры, обнародованной накануне думского «мозгового штурма». Представление надзорного ведомства «Об устранении нарушений законодательства, регулирующего вопросы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан» гласит, что территориальные органы «Росздравнадзора» «не в полной мере выполняют возложенные на них полномочия». Подведомственным Минздравсоцразвития структурам рекомендуется принять меры «к недопущению фактов превышения цен на лекарственные средства для льготных категорий граждан над рыночными ценами в аптечной розничной торговле». В завершение своего насыщенного цифрами выступления г-н Нижегородцев рассказал единороссам, что ДЛО стало невыгодным даже для аптек, так как якобы оптовики забирают себе значительную часть маржи. И аптеки якобы массово «уходят из ДЛО».
Такой черной несправедливости просто не смог вынести глава «Росздравнадзора», медленно багровевший все время выступления. «Цены в ДЛО никак не могут быть превышены хотя бы потому, что ФФОМС проверяет каждый рецепт. А число аптек постоянно растет!» -- возмутился г-н Хабриев. «Откуда такие данные?! Мы же посылали в ФАС ряд запросов, и каждый раз получали в ответ: с ДЛО все отлично, все замечательно!» -- недоумевала и председатель думского комитета по охране здоровья Татьяна Яковлева. Разговор на повышенных тонах прервал Владимир Стародубов, предложивший измерять эффективность программы не только в финансовых категориях: «В прошлом году у нас сократилась смертность на 138 тыс. человек, это значит, что впервые лекарства дошли до тех нуждающихся, у которых раньше никогда не было к ним доступа». Правда, замминистра и сам тут же вернулся в денежную сферу, заявив, что экономить в этом году придется жестко, ведь объем средств, выделенных на льготников в 2007-м, в два раза меньше прошлогоднего.