|
|
N°26, 14 февраля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Развал бизнес-класса
В аэропорту Внуково разбился самолет для деловых людей
В московском аэропорту Внуково вчера днем потерпел аварию небольшой реактивный самолет бизнес-класса Challenger-850. При взлете, едва оторвавшись от полосы, лайнер завалился на правый борт, распался на несколько частей и загорелся. Пассажиров на его борту, к счастью, не было -- Challenger выполнял технический рейс в Берлин. Три члена экипажа самолета -- двое пилотов и бортинженер -- остались живы, отделавшись легкими травмами. Поскольку никто не погиб, согласно принятой в авиации классификации ЧП, это происшествие является не катастрофой, а лишь аварией. Медицинскую помощь пострадавшим оказали сначала прямо в аэропорту, а затем отправили в больницы для обследования. Из-за аварии аэропорт Внуково был закрыт около четырех часов, пока специальные службы расчищали полосу. Вчера эксперты только выдвигали версии о причинах аварии. По основной, самолет упал из-за технической неисправности в сочетании со сложными метеоусловиями. Также неясным вчера остался вопрос и о принадлежности разбившегося Challenger.
По предварительным данным Минтранса РФ, Challenger-850 -- небольшой двухмоторный реактивный самолет бизнес-класса, предназначенный для перевозки 15--19 пассажиров -- принадлежал американской компании, зарегистрированной на Виргинских островах, а эксплуатировался швейцарской авиакомпанией TAG-aviation. Правда, представитель TAG-aviation вчера сообщил, что этот борт уже не имеет к ним отношения и используется другой авиакомпанией -- по некоторым данным, российской «Форт-авиа».
Так или иначе, достоверно установлено, что во Внуково он прилетел 4 февраля из Женевы с двумя пассажирами. Вчера он должен был вылететь в Берлин на техобслуживание, собственно, поэтому на его борту и были только два пилота и инженер. По некоторым данным, у лайнера были технические проблемы, и именно из-за них он все это время провел в Москве.
Примерно в 16.50, в момент взлета, по первым сообщениям, в районе правого двигателя самолета произошла вспышка. После этого машина завалилась на правый борт, упала, перевернулась и развалилась на части. При этом загорелось разлившееся из баков топливо, однако вовремя подоспевшие спасатели смогли сбить пламя. Они же извлекли из покореженного и лежавшего на крыше фюзеляжа трех членов экипажа. По предварительным данным, это гражданин США Ашин Гасвами (командир экипажа) и россияне Константин Санников (второй пилот) и Вячеслав Назаревич (бортинженер). Первую медпомощь им оказали прямо во Внуково. После этого все трое были отправлены в столичные больницы. По предварительным данным, летчики получили ушибы и легкие ожоги.
В результате инцидента аэропорт Внуково, и так работавший из-за сильного снегопада в режиме «по фактической погоде» (когда пилоты самолетов сами принимают решение, совершать ли им в таких условиях взлет или посадку), был закрыт. Пожарные завершили свою работу, и обломки самолета убрали с полосы в специальный ангар. За это время 23 борта, направлявшихся во Внуково, были посажены в Домодедово, два внеплановых рейса приняли в Шереметьево, еще один ушел на Нижний Новгород. В самом Внуково из-за аварии было задержано 11 рейсов. Вновь аэропорт заработал в обычном режиме в 19.30.
Разбираться с причинами аварии в аэропорт приехали представители прокуратуры, «Росавианадзора» и Межгосударственного авиационного комитета. Официальных заявлений члены комиссии вчера не делали, но по просочившимся данным, командир воздушного судна, гражданин США Ашин Гасвами взлетал с деактивированной (выключенной) системой управления передним шасси самолета -- стойка шасси просто не убиралась. По летным правилам, для Challenger-850 эта неисправность входит в специальный перечь неполадок, при которых сам командир решает, стоит ли взлетать или нет. Однако какое это могло иметь отношение к аварии, пока непонятно, так же как и причина вспышки в двигателе. Кроме того, эксперты не исключают, что свою роль могла сыграть и погода -- в момент взлета шел «ливневый» снег, а взлетная полоса была покрыта снегом высотой до 10 мм. Первые же определенные выводы о причинах ЧП специалисты предполагают сделать после расшифровки «черных ящиков» и допроса членов экипажа.
Эдуард ЛОМОВЦЕВ