Сегодня переговорами в Иордании завершается трехдневное турне Владимира Путина по арабским монархиям, включавшее визиты
в Саудовскую Аравию и Катар. Эту поездку по праву можно назвать историческим прорывом -- хотя бы потому, что еще никогда в истории эти государства не посещал лидер России. И это не формальность и не дань вежливости -- российская сторона была нацелена на достижение важных договоренностей, способствующих развитию отношений Москвы с арабским миром. Приоритетом является экономическое сотрудничество, а не политика или идеология, как было в советские времена.
Самым интригующим было вчерашнее краткое пребывание российской делегации в Катаре -- Владимир Путин провел там всего часов пять. Товарооборот нашей страны с этой абсолютной монархией абсолютно мизерный -- не достигает и миллиона в год, и этот уровень может быть превышен на порядки. Но побывать тут было необходимо и из-за осадка в отношениях, остававшегося в связи с событиями, происшедшими ровно три года назад.
13 февраля 2004 года в катарской столице Дохе был взорван объявленный ранее Москвой в международный розыск лидер чеченских сепаратистов
Зелимхан Яндарбиев, поселившийся здесь вместе с семьей. Подозрения пали на двух российских граждан, которые были арестованы, но после тяжелых переговоров вызволены из Катара и вернулись на родину.
Вчера эта загадочная страница в отношениях между Россией и Катаром была перевернута. О тех событиях не вспоминают ни местные журналисты, ни их российские коллеги. Похоже, об этом не помнит и эмир Катара шейх Хамад бен Халифа Аль Тани. «Нас связывают с Россией дружеские отношения», -- заявил он вчера журналистам. Путин в ответ сказал, что «был бы рад» видеть шейха Хамада в Москве.
Эмир встретил гостя в аэропорту и повез в элегантный дворец с 30-метровыми потолками. Зайдя туда, президент восхищенно глянул вверх, оценив их высоту. Это понравилось стоявшему рядом молодому сыну эмира -- наследному принцу шейху Тамиму.
Теперь, когда с неприятностями покончено, на такую же высоту нужно будет попытаться поднять российско-катарские связи. Сделать это непросто, ведь начинать придется почти с нуля. Вчера были сделаны первые шаги: в присутствии глав государств подписаны четыре соглашения, самые важные из которых -- о поощрении и взаимной защите капиталовложений и о взаимопонимании и взаимодействии в консульской сфере между министерствами иностранных дел.
По словам Владимира Путина, он обсудил с эмиром и координацию в области поставок газа, лидерами в добыче которого являются Россия и Катар. Российский президент вновь удивил заявлением о том, что Москва «пока не отвергла интересных предложений» некоторых экспортеров газа, в частности Ирана и Алжира, создать картель по типу Организации стран -- экспортеров нефти. «Нужен ли картель -- это отдельный вопрос, но координировать свои действия мы, конечно, должны, -- отметил гость. -- Мы говорили на эту тему с эмиром, и оба считаем, что не нужно повторять ошибки с точки зрения других организаций картельного типа». Эмир указал на сложности: «Большинство газовых контрактов -- долгосрочные, и поэтому координировать усилия трудно». Но сообщил о договоренности с Путиным о конференции, которая пройдет в апреле в Дохе с участием международных экспортеров газа, в том числе России.
В Доху президент Путин прилетел из соседней Саудовской Аравии, где все местные газеты дружно вышли с передовицами, расценившими первый визит российского лидера в королевство как «исторический». Переговоры президента позавчера вечером с королем Абдаллой бен Абдель Азизом Аль Саудом и вчера утром с его сводным братом наследным принцем, министром обороны и авиации Султаном бен Абдель Азизом Аль Саудом прошли не просто в теплой атмосфере. Из этих бесед следует, что
арабы хотят разнообразить свои традиционные связи с Западом расширением сотрудничества с Россией. И обещают Москве исключительно выгодные контракты.
Cаудовцы готовы обратиться к россиянам за помощью в создании собственного мощного воздушного "зонтика" и уже присматриваются к российским средствам противовоздушной обороны (ПВО). По данным «Времени новостей», речь идет не только о закупке нескольких дивизионов современных средств ПВО дальнего радиуса действия С-300 и С-400, но и об их интеграции с помощью российских специалистов с уже имеющимися на вооружении у саудовцев американскими системами «Пэтриот». Они сходны с российскими образцами, но считаются уже несколько устаревшими.
Один из членов российской делегации сказал «Времени новостей», что называть сумму этого перспективного контракта пока рано: «Расчеты еще не проводились, но настрой у саудовцев серьезный». По данным «Времени новостей», эту тему саудовский монарх поручил курировать своему племяннику, сыну министра обороны принцу Бандару. В прошлом посол королевства в Вашингтоне, он возглавляет сейчас совет национальной безопасности и считается крупным специалистом по необычным и секретным сделкам.
Неизвестно, как отнесутся к этой идее американцы, чьи приоритетные позиции в торговле оружием с арабским миром пока никто еще не пытался всерьез поколебать. Но саудовцы не собираются этим ограничиваться и проявляют значительный интерес к российским танкам последней модификации
Т-90С. Пока США ежегодно продают арабам (в основном в страны Персидского залива) оружия не менее чем на 6--7 млрд долл., Россия -- всего на 600--700 миллионов.
На вчерашней встрече с представителями деловых кругов обеих стран Владимир Путин об оружии упоминать не стал. Зато он сказал, что «впервые побывал на родине ислама», и заговорил о сотрудничестве в нефтегазовой области -- ЛУКОЙЛ «планирует инвестировать в разработку саудовских месторождений около 2 млрд долларов». Президент заметил, что хотя Россия и Саудовская Аравия являются «мировыми лидерами в производстве нефти», но «мы здесь не конкуренты, а скорее союзники и партнеры». Путин призвал арабов инвестировать в Россию и «участвовать в свободных экономических зонах, тем более что законодательная база для этого уже создана».
Особо президент России остановился на одном из пяти подписанных вчера в Эр-Рияде соглашений -- меморандуме о взаимопонимании и сотрудничестве между Внешэкономбанком и Росэксимбанком и Саудовским фондом развития. «Я хочу подчеркнуть важность подписания этого документа, -- сказал Путин. -- Это серьезно активизирует реализацию совместных экономических проектов, в том числе в третьих странах». С российской стороны меморандум подписал председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, с саудовской -- министр финансов Ибрагим аль-Ассаф. Как пояснил «Времени новостей» г-н Дмитриев, «это первый российско-саудовский документ в финансово-кредитной сфере». Он «создает предпосылки для совместных инвестиционных программ», предусматривает «долгосрочное финансирование экспорта российских и саудовских товаров и услуг в третьи страны». Это касается прежде всего сложной машинно-технической и высокотехнологичной продукции.
Из Эр-Рияда президент Владимир Путин уехал с орденом имени основателя Саудовского королевства (в начале ХХ века) Его Величества Абдель Азиза. Дорогую в прямом смысле награду получил и президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Одна из местных благотворительных организаций вручила ему за «заслуги в деле служения исламу» золотой медальон и премию в 200 тыс. долл. Помощники лауреата сообщили «Времени новостей», что деньги «пойдут на благие цели в Татарстане, где нынешний год как раз объявлен годом благотворительности».
За вчерашний день российский президент побывал сразу в трех арабских столицах -- Эр-Рияде, Дохе и Аммане. В иорданское королевство российская делегация прибыла поздно вечером, а сегодня здесь пройдут переговоры с Его Величеством Абдаллой II и с палестинским лидером Махмудом Аббасом, специально приехавшим ради этого в Амман. И тут политика вновь будет тесно связана с экономическими интересами России. По данным «Времени новостей», стороны готовят соглашения о создании на территории Иордании двух заводов по сборке: автомобилей «ВАЗ» и легких многоцелевых
вертолетов Ка-226. В ходе турне Владимир Путин утверждал, что «в последние годы у России явно налаживается серьезное партнерство с арабским миром», и это заявление не выглядит просто декларацией.