У Банка Москвы, пока единственного
российского эмитента банковских карт с функцией оплаты проезда в метро, вскоре появятся конкуренты. Глава столичной подземки Дмитрий Гаев заявил, что уже в первом полугодии в метро заработает пилотный проект по оплате проезда в метро по карте любого банка. Российские банкиры приветствуют инициативу руководства метрополитена, однако полагают, что технологии, которые необходимы для таких карт, будут доступны лишь крупным российским кредитным организациям.
Как заявил г-н Гаев, совместный с платежной системой Visa International пилотный проект заработает сначала на центральных станциях. Г-н Гаев добавил, что время прохода через турникет будет таким же, как и при использовании обыкновенной смарт-карты. «Этот опыт мы переняли у метрополитена Нью-Йорка, но наша система будет работать быстрее, так как трансакция при проходе через турникет будет проходить моментально, а не через две минуты, как у американских коллег», -- заявил г-н Гаев.
Бесконтактная оплата банковскими картами проезда в нью-йоркской подземке существует всего полгода. Пилотная программа, которую проводили MasterCard и Citigroup, была запущена летом 2006 года. И хотя нью-йоркский проект был создан на технологии бесконтактной оплаты PayPass, которая пока не действует в России, принцип оплаты проезда банковскими картами похож на тот, что уже реализован Банком Москвы вместе с Visa. Достаточно приложить карту или специальный брелок с чипом к считывающему устройству на турникете.
Отметим, что Банк Москвы -- пока единственный банк, чьими кредитками и зарплатными картами можно оплатить проезд в метро. Поскольку расчет по таким карточкам производится только спустя месяц, банк пока не готов распространять функцию оплаты проезда на все свои карты, например дебетовые для клиентов «с улицы».
Теперь же Московский метрополитен готов работать не только с Банком Москвы, но и со всеми другими кредитными организациями, которым доступны технологии Visa. Не исключено, что этот бизнес может оказаться весьма доходным для кредитных организаций. По крайней мере Банк Москвы своими результатами доволен. «Могу сказать, что наш проект прибыльный, -- рассказывает управляющий директор блока розничного бизнеса Банка Москвы Александр Шерстюков. -- Правда, пока не все люди еще до конца поняли, что оплата проезда банковской картой -- это удобно».
Другие банкиры ждут возможности составить конкуренцию Банку Москвы. Некоторые из них знают о проекте с метрополитеном, но пока не знают подробностей возможного сотрудничества. Получить комментарии у платежных систем Visa и MasterCard не удалось.
«Не факт, что сама по себе функция оплаты проезда прибыльна. Но такая карта очень интересна банку сразу с нескольких точек зрения», -- говорит советник председателя правления по развитию бизнеса Русь-банка Валерий Кардашов. Возможность оплаты проезда в метро сразу же повысит узнаваемость карт банка, увеличит эмиссию, а главное -- повысит платежный оборот по картам. Зарубежные банки, внедрявшие бесконтактную оплату, отмечали как результат увеличение активности пользования картами. «Кроме того, оплату проезда можно привязать к программам лояльности банка. У нас уже есть идеи, и сейчас мы просчитываем возможную рентабельность», -- говорит г-н Кардашов.
«Но не все банки смогут реализовать такой проект, поскольку он технологически достаточно сложен», -- предупреждает г-н Шерстюков. Все зависит от технологии, которая будет реализована метрополитеном, говорит первый зампред правления Первого Республиканского банка Вячеслав Бармин. Если сервис будет возможен для карт с магнитной полосой (технологии оплаты по таким картам есть за рубежом -- например, при оплате бензина на автозаправочных станциях), это подойдет большинству банков. Если же это потребует выпуска, например, чиповых карт, не все российские банки пока могут себе позволить эту технологию. «Думаю, при больших объемах карт, как, например, у Банка Москвы, этот сервис должен быть рентабельным», -- ожидает Бармин.