|
|
N°24, 12 февраля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чем сердце успокоится
Энергетический конфликт между Россией и Белоруссией кардинально поменял казавшуюся относительно надежной систему отношений между «союзными государствами». Внешнеполитическая риторика Минска сменилась на диаметрально противоположную, а Россия получила очередное доказательство ненадежности режима Лукашенко в качестве партнера и сложности взаимодействия с транзитными странами (не только Белоруссией, но также Украиной и Польшей).
После новогоднего повышения Россией цен на газ и нефть для Белоруссии прошло меньше двух месяцев, а Минск заявил, что готов обменять «союзную» дружбу с Москвой на нормализацию отношений с Западом: «Я признаю ошибку и недостаток нашей внешней политики, что она получилась одновекторная, с вектором в сторону России. И мы фактически потеряли Запад. Мы стояли на одной ноге, а должны стоять на двух». Стало понятно также, что проблема возникла всерьез и надолго. В интервью, данном белорусским президентом агентству Рейтер, батька обозначил свои намерения остаться на своем посту и на четвертый срок, то есть и после 2011 года.
Некоторый российские эксперты полагают, что во избежание конфликтов Россия не должна была способствовать очередному, третьему переизбранию Лукашенко, законность режима которого не признают ни в Европе, ни в Америке. По их мнению, в Белоруссии надо было найти иную договороспособную силу и работать с оппозицией.
При этом о создании союза России и Белоруссии во главе с Лукашенко фактически можно уже забыть. Хотя существует конституционный акт о союзе с Белоруссией, он находится у президентов обоих государств, но не подписан. В нем речь идет о некоторых "союзных" принципах -- единая граница, единая оборона, единая таможенная политика, реализация которых невозможна при сложившейся ситуации.
После нефтегазового конфликта Россия сделала следующий шаг: объявила о строительстве обходного нефтепровода -- через Великие Луки в Приморск, на Балтике. Мощность новой магистрали -- до 50 млн тонн в год.
По мнению финансовых аналитиков, строительство новых терминалов и самой магистрали будет весьма затратным (по некоторым данным, 2--2,5 млрд долл.). Мнения относительно реакции на такое строительство со стороны Европы расходятся. С одной стороны, если проект будет реализован, энергетическая безопасность Европы значительно повысится, с другой -- могут возникнуть сложности с соседями, в том числе и в плане экологии, а также способностью европейских портов принять дополнительные объемы нефти.
Может оказаться, что один из двух нефтепроводов будет работать лишь на половину мощности, ведь нарастить нефтяной экспорт в Европу на 50 млн тонн ежегодно, чтобы полностью заполнить обе трубы (если Лукашенко вдруг начнет неукоснительно соблюдать все достигнутые договоренности), нереально. Таким образом, речь идет прежде всего о "геополитических" инвестициях. С другой стороны, прокладкой обходного нефтепровода по своей территории Россия сэкономит на оплате транзитного тарифа, который Александр Лукашенко грозится постоянно повышать, и продемонстрирует западным потребителям свою готовность идти на серьезные шаги ради бесперебойной доставки им топлива. Впрочем, подобный проект строительства в газовой сфере -- Северо-Европейский газопровод по дну Балтийского моря, призванный отчасти преодолеть проблемы, возникшие с другими странами-транзитерами (Украина, Польша), европейцев пока не слишком успокоил.
Между тем некоторые эксперты полагают, что заявление о строительстве нового трубопровода -- только шаг в российско-белорусских переговорах. И что реальность этого проекта выяснится не раньше, чем через полгода: либо "мимо батьки" всерьез и надолго (как и он сам во главе Белоруссии), либо достижение более-менее приемлемых для России договоренностей, которыми успокоится беспокойное сердце белорусского лидера.
Дарья ГУСЕВА