Парламентарии Украины живо отреагировали на неожиданное
заявление президента России Владимира Путина о перспективах реанимации международного газотранспортного консорциума. Уже через шесть дней после пресс-конференции российского президента Верховная рада приняла поправки в закон «О трубопроводном транспорте», который раньше просто запрещал приватизацию системы магистральных газопроводов. Теперь законодательно исключена любая возможность участия третьих стран или частных лиц в управлении национальным достоянием Украины -- транзитной газовой трубой. При этом вице-премьер по ТЭК Андрей Клюев официально опроверг предположения, что переговоры об обмене украинских газопроводов на российские месторождения вообще велись.
«Мы сейчас ведем переговоры о совместной добыче нефти и газа как в России, так и на Украине через новое совместное предприятие или на основании соглашений о разделе продукции. Вот о чем сейчас идет речь, -- сказал г-н Клюев, выступая в Раде. -- Никаких планов по передаче газотранспортной системы ни России, ни Евросоюзу у правительства нет».
Отвечая на вопрос о международном консорциуме по управлению и развитию газотранспортной системы Украины (он был создан четыре года назад, но так и не начал работать), г-н Путин в прошлый четверг сообщил: «Не хочу вас интриговать, но предложения наших украинских друзей, как это часто бывает, носят революционный характер. Мы должны подумать. Но интерес есть. Я бы хотел в ближайшее время встретиться с Виктором Андреевичем Ющенко (президентом Украины.
-- Ред.) и, может быть, с председателем правительства Украины, обсудить их предложения, которые прорабатываются сейчас и на экспертном уровне в России. Речь идет об объединении активов, и украинские партнеры хотели бы не только создать газотранспортный консорциум, но и войти в добычные активы на территории Российской Федерации».
Изначально было ясно, что Москва готова менять российские газовые активы на украинские, только подразумевая, что Киев согласится поделиться контролем над ГТС. Но пока это политическая утопия, что и подтвердилось вчера. Хотя приватизация газопроводов (они находятся в прямой собственности государства) и так была запрещена, парламентарии демонстративно приняли еще более жесткие ограничения.
До выступления Владимира Путина соответствующая статья закона звучала коротко: «Приватизация, а также изменение собственности государственных предприятий магистрального трубопроводного транспорта запрещается». Теперь эти предприятия не могут быть реорганизованы, слиты, присоединены, поделены, преобразованы с передачей имущества. Запрещены также «отчуждение, передача с баланса на баланс, в концессию, аренду, лизинг, залог, приватизация, другие действия относительно собственности госпредприятий магистрального трубопроводного транспорта, НАК «Нафтогаз Украины», дочерних и основанных им предприятий, газохранилищ, а также передача в уставный фонд других компаний акций таких предприятий». За внесение поправок были 430 депутатов при 226 необходимых голосах. Рада приняла жесткие законодательные поправки под давлением оппозиции, со вчерашнего утра заблокировавшей работу парламента. «Если не будут выполнены наши требования (по ужесточению закона. --
Ред.), то парламент работать не будет», -- пообещала Юлия Тимошенко, глава фракции «Блок Юлии Тимошенко», выступившая инициатором поправок.
В «Газпроме» от комментариев отказались.