|
|
N°21, 07 февраля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Качиньские в узком кругу
Министром обороны Польши стал «человек семьи»
Сегодня в должность министра обороны Польши вступает 43-летний Александр Щигло (на снимке), до вчерашнего дня руководитель администрации президента Леха Качиньского. Имя преемника главы военного ведомства стало известно еще в понедельник, спустя всего пару часов после отставки Радослава Сикорского. В истории польского правительства произошла одна из самых быстрых замен. Это лишь подтверждает тот факт, что братья Качиньские -- премьер пан Ярослав и президент пан Лех -- провели тщательно подготовленную «военную операцию». Сам новоиспеченный силовик объяснил молниеносное согласие на переход из подчинения одному брату под начало другого всего лишь опасностью того, чтобы столь важная должность долго оставалась вакантной.
Но польское общественное мнение полагает, что так власть предержащие подыскивают максимально лояльные себе фигуры. Лидер крупнейшей оппозиционной партии «Гражданская платформа» Дональд Туск прокомментировал изменения в кабинете так: «Качиньские доверяют только сами себе и все более замыкаются в очень узком кругу».
Биография нового министра в отличие от увлекательного «личного дела» его предшественника-ровесника довольно скучна: помощник, советник, консультант, замминистра, глава администрации. Удивляться тут нечему: как говорят его знакомые, он сам мечтал стать хорошим чиновником. Правда, имея на руках диплом юриста, Александр Щигло проходил практику в конгрессе США, а среди мест его работы значатся всепольская комиссия «Солидарности», бюро по национальной безопасности, высшая контрольная палата, комитет европейской интеграции, один из солидных банков. Но самое главное по нынешним польским временам -- почти два десятилетия его опекуном и наставником, начиная со студенческой скамьи в Гданьском университете и кончая администрацией президента, был Лех Качиньский.
Александр Щигло впервые привлек внимание около года назад. Получив назначение замминистра в оборонное ведомство (как утверждают осведомленные люди, для присмотра за министром Сикорским, не входящим в обойму братьев Качиньских), он стал настойчиво продвигать план переноса варшавского Катынского музея в здание напротив посольства России в Варшаве. Пан Щигло подчеркивал, что в этом случае музей каждодневно «будет припоминать россиянам, кто виновен в катынском преступлении», и «россияне поймут, что Польша трактует дело Катыни очень серьезно». Общественность в своем большинстве сочла инициативу антироссийской, для музея нашлись новые адреса, но вопрос не закрыт.
Первыми вызовами для нового министра обороны станут подготовка польского контингента для отправки в Афганистан и переговоры с США о размещении на территории Польши компонентов американской противоракетной обороны. На последнее обстоятельство обращают внимание стратегические партнеры Варшавы за океаном. Так, бывший советник президента США по нацбезопасности Збигнев Бжезинский считает, что отставка Радослава Сикорского в такой важный момент приведет к серьезному ослаблению и самоизоляции Польши на международной арене. По его мнению, из польского правительства ушел единственный человек, хорошо ориентировавшийся в стратегических и геополитических вопросах.
Валерий МАСТЕРОВ, собкор «Московских новостей» в Варшаве, -- для «Времени новостей»