Шотландцам предлагают снова приютить у себя волков. Экологи полагают, что наличие этих хищников положительно скажется на экосистеме северной части Британии. В частности, волки смогут сократить количество оленей, которые, похоже, просто заполонили страну: как пишет «Гардиан», численность этих копытных может достигать 500 тыс. особей. Справиться с оленями с помощью пуль охотников не удается, а вот волки, как полагают исследователи, смогут достаточно эффективно истреблять лишних травоядных. Газета цитирует одного из авторов этого предложения Элеанору Милнер-Галленд из Имперского колледжа Лондона, которая полагает, что результатом реинтродукции волков в Шотландии станет «сокращение численности оленей, что приведет к значительному увеличению биологического разнообразия, а также упростит высадку лесов в регионе».
То, что наличие хищников в целом
благотворно влияет на общее состояние флоры и фауны в экосистеме, -- факт, давно известный специалистам. Наличие тех же волков, располагающихся на вершине пищевой пирамиды, является важным фактором для сохранения баланса. Они убивают слабых и больных травоядных, чем сокращают их численность и снижают нагрузку на окрестную флору. Этому есть и необычные экспериментальные доказательства: к примеру, такое исследование опубликовал в прошлом году американский эколог Джон Терборг. Он изучал состояние растительного и животного мира искусственных островов, образовавшихся в Венесуэле при постройке плотины в долине Карони. Терборг продемонстрировал, что на тех клочках суши, где хищникам удалось выжить, численность травоядных животных была меньше, и соответственно деревья, кустарники и травы сохранялись гораздо лучше.
Однако благородные идеи экологов о том, что, сохраняя природу, мы должны восстанавливать пищевую пирамиду вместе с ее «хищнической» верхушкой, вступают в противоречие со всем многовековым опытом выживания, накопленным человечеством. Осваивая новую территорию, строя фермы и расчищая пастбища, люди перво-наперво пытались обезопасить себя и свой скот от всех хищников - от хорьков до волков. Для создания идеального сельскохозяйственного ландшафта требовалось полностью истребить всех плотоядных зверей -- либо перестреляв их, либо вырубив леса, где обитали дикие звери. И в очень многих странах Западной Европы (и Британия здесь не стала исключением) к прошлому веку не осталось ни одного вида крупных хищников, да и исторические леса и боры сжались до размеров небольших рощиц. Такая судьба постигла, в частности, знаменитый Каледонский лес в Шотландии, который, как написала «Гардиан», сейчас собираются высаживать заново. Тем не менее успешно плодящиеся и размножающиеся стада оленей являются вполне реальной угрозой не только для существующих перелесков, но и для восстановительных планов защитников природы.
Но более всего инициаторы реинтродукции волка опасаются реакции местного населения. Шотландия, конечно, далеко не самый густонаселенный регион Европы, но даже здесь выпускать волчьи стаи вдали от человеческого жилья не удастся. В любом случае хищникам и людям придется стать соседями. Но как фермерам, так и всем прочим жителям сельской местности гораздо проще жить без волков -- не надо беспокоиться, что охотящаяся стая зарежет овцу или нападет на любимую домашнюю болонку. Экологи прекрасно осознают, что простые шотландцы дружно выступят против плотоядных соседей, не исключено, что начнется даже нелегальный отстрел зверей (такие случаи происходили ранее в некоторых районах Северной Америки, где биологи пытались выпускать этих хищников). Поэтому уже сейчас заходит речь о том, что должна быть предусмотрена система компенсаций за ущерб, нанесенный волчьими стаями.
Тем не менее пока ученые, опираясь на данные опросов, говорят, что возможна определенная (правда, весьма умеренная и осторожная) поддержка этой инициативы со стороны коренного населения. Впрочем, переломить сложившуюся веками психологию очень непросто. Как показывает опыт других регионов, психология селян такова, что даже одна убитая хищниками овца зачастую вызывает всплеск всеобщей ненависти к волкам (пусть даже за это нападение на самом деле ответственны не они, а совсем другие звери, например одичавшие собаки).