|
|
N°18, 02 февраля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Из ответов Владимира Путина
Итоги-2006
Начну подведение итогов 2006 года с того, что было сделано в социальной сфере.
Средний рост заработной платы составил 13,3 процента, доходы населения выросли от базы прошлого года на 10 процентов, пенсия в среднем по старости - на 5,4 процента. У нас есть проблема, пенсионеры о ней хорошо знают, коэффициент замещения не очень большой - 27 процентов. И это ниже, чем во многих европейских странах, но там и возраст выхода на пенсию уже другой. У нас женщины выходят на пенсию в 55 лет, мужчины - в 60, многие категории выходят раньше. В Европе нет различий между мужчинами и женщинами, все выходят в 60 и больше - в 65, и даже уже во многих странах говорят о повышении и этой планки. Но тем не менее проблема у нас, конечно, есть, особенно для базовых отраслей экономики. Мы приняли решение по авиации, и работодатели в авиационной сфере имеют право сейчас больше направлять денег в пенсионные фонды, относя их не на прибыль, а на себестоимость. В принципе для базовых отраслей экономики можно было бы пойти по этому пути.
Нацпроекты
Первые результаты приносит и реализация национальных проектов. Отмечу, что в образовании заработная плата выросла в среднем на 30 процентов, а в здравоохранении - на 37 процентов, хотя планировалось 15-17. Мы наблюдаем значительный приток молодых кадров, особенно в первичное звено здравоохранения, и повысился даже конкурс в медицинские вузы на соответствующие специальности. И с удовлетворением констатируем, что сокращается естественная убыль населения, на 17,3 процента. При этом сокращается смертность и немножко "подросла" рождаемость. Я очень рассчитываю на то, что принятые в прошлом году меры по демографической проблематике, - материнский капитал и весь пакет мер, направленных на поддержку женщин, которые приняли решение родить второго ребенка, - что все это закрепит обозначенную мной тенденцию.
...Вот Вы сказали, 11 процентов. Ну, прикиньте, если говорить просто о рыночной ситуации, может ли ипотека быть сейчас дешевле, если у нас инфляция 9 процентов в прошлом году? Инфляция 9 процентов - значит, ипотека не может быть меньше 10-11 процентов. И поэтому главный вывод какой? Укреплять экономику и подавлять инфляцию до того параметра, о котором я сказал, - 4-5 процентов, и тогда ипотека будет 5-6, и тогда она будет длиннее, и тогда деньги будут более длинными. Какой выход сегодня? Для некоторых, не всех, но некоторых категорий граждан, - для молодых семей на селе, для военнослужащих, для некоторых других категорий создаются льготные ипотечные формы кредитования и на селе они уже работают достаточно эффективно, деньги выделяются как из федерального бюджета, так и из региональных бюджетов. Для военнослужащих, как вы знаете, тоже создана специальная ипотечная система, там она целиком оплачивается государством. Кстати говоря, в этом году первые 200 офицеров, 200 молодых лейтенантов, уже должны заселиться в предоставленные им в рамках ипотечной системы квартирах. Посмотрим, как это будет работать.
Разрыв в доходах и рост экономики
Нам еще очень много нужно сделать в социальной сфере, очень много. В том числе - решать одну из главных задач, которые у нас в этой области есть. А это, как мы с вами знаем, сокращение разрыва между высокооплачиваемыми группами населения и людьми, гражданами нашей страны, которые живут еще пока очень и очень скромно. Но, разумеется, мы не можем решать эту задачу так, как это делали лет 80 тому назад, - у кого-то отнять и между кем-то поделить. Мы будем ее решать совсем другими средствами, а именно - путем обеспечения темпов роста экономики.
В этой связи хотел бы обратиться к тому, что произошло в этой сфере. Экономика страны продолжала развиваться быстрыми темпами. По разным подсчетам - окончательный результат мы получим только в марте этого года, - но по разным подсчетам от 6,7 до 6,9 процента примерно будет рост ВВП в 2006 году. Как вы знаете, для того, чтобы нам выполнить одну из основных задач, а именно удвоить ВВП за 10 лет, нам нужен примерный темп роста ВВП где-то как раз около 7 процентов.
Что же явилось качественным отличием развития российской экономики в 2006 году? В чем же главное? А в том, что этот рост опирался не только на внешнеэкономические благоприятные для нас факторы, хотя они сыграли свою положительную роль, но в значительной степени этот рост опирался уже и на факторы внутреннего порядка, на потребительский и инвестиционный спрос... Таким образом, 2006 год стал годом перехода от политики стабилизации и накоплений к политике развития.
Энергия и цены
Правительство Российской Федерации приняло, на мой взгляд, достаточно взвешенные решения в сфере развития энергетики. Это касается не только цен на газ, это касается электроэнергетики, атомной энергетики, гидроэнергетики, это касается регулирования и дерегулирования на рынках. Дело в том, что газ у нас регулируется и внутри страны продается по нерыночным ценам, и это ведет к тому, что вся экономика страны - жилкомбыт, население, все потребители энергии и тепла садятся на один первичный энергоноситель. Понимаем, что система достаточно уязвима, и нам нужен сбалансированный энергетический баланс. Вы знаете, можно хоть к каждому потребителю по милиционеру приставить - все равно будут потреблять то, что дешевле. И поэтому у нас должны быть равно выгодные цены как внутри страны, так и при продаже этого энергоносителя за рубежом. Но в любом случае в России, имея в виду транспортные расходы, имея в виду экспортные пошлины, которые внутри страны естественным образом отсутствуют, всегда газ будет дешевле процентов на 40-45.
Правительство приняло решение, согласно которому мягко, в течение четырех лет, будет производиться соответствующая реформа в сфере энергетики с тем, чтобы сбалансировать ее и сделать жизнеспособной и конкурентоспособной. Повторяю, это будет делаться мягко, и в отношении экономики в целом темп все-таки приличный, но тем не менее постепенный. В этом году - 15 процентов, в следующем году - 25, потом - 26, по 13 в год - немало. Но Правительство приняло решение, согласно которому, скажем, в области электроэнергетики субсидирование и регулирование тарифов на электроэнергию для населения будет продолжаться даже за рубежом 2011-го года, как минимум, до 2015-го года. И на рынок, электроэнергетика в частности, будет уходить только в том случае - во всяком случае, такие решения приняты сегодня, надеюсь, что они будут сохранены и после 2007 и 2008 годов, - на рынок для населения электроэнергетика (а это в балансе расходов населения самая значимая статья), будет выводиться только после определения и выработки системы субсидий для тех категорий граждан, которые будут в этих субсидиях нуждаться.
«Мы не обязаны субсидировать другие страны»
Нам все время навязывают тезис о том, что Россия использует имеющиеся и появляющиеся у нее экономические рычаги для достижения внешнеполитических целей. Это не так. Российская Федерация полностью и в полном объеме всегда исполняла и намерена исполнять в будущем все свои обязательства. Но мы не обязаны субсидировать экономики других стран в огромных размерах, сопоставимых с их бюджетами. Ведь этого никто не делает. Почему от нас этого требуют? Это первое. Второе. То, что мы делаем, и то, о чем мы договариваемся с транзитными странами, направлено, прежде всего, на обеспечение интересов основных потребителей... Но вместо этого мы видим недобросовестное отношение к интерпретации происходящих событий. И, конечно, это делают недоброжелатели Российской Федерации. Я не говорю о том, что это делается в государственном масштабе, но такие силы есть.
Друзья, партнеры и газ
У нас в прошлом году, в начале года, были напряженные отношения с нашими украинскими друзьями и партнерами из-за тех же энергоносителей, из-за того же транзита. Мне кто-то - не кто-то, я даже помню, но не буду сейчас говорить - из моих европейских партнеров сказал: "Смотрите, там произойдут изменения политического характера, Янукович там власти наберет, вы уж тогда не меняйте свою позицию по энергоносителям". Я говорю: Мы не собираемся. У нас было не политическое решение, а экономическое". В прошлом году Украина получала энергоносители и газ по 95, а в этом году - по 135 долларов, несмотря на то, что в Украине произошли известные политические сущностные изменения. Но хуже наши отношения от этого с Украиной не стали, они стали лучше, они стали крепче, они стали надежнее и для нас, и для Украины. Мы всегда готовы прийти на помощь и украинскому народу, и украинскому правительству, и украинскому президенту, если они попросят нас об этом, в данном случае - в энергетической сфере. И они знают об этом. Мы говорили: если потребуется, мы всегда готовы поддержать, даже где-то уйти от рынка. Но самое главное, что мы сделали, мы согласовали рыночный характер отношений на сегодня и на перспективу, мы подписали документы мягкого перехода к рынку со всеми нашими странами-транзитерами. Вот о чем идет речь. Это не зависит от наших отношений с этими странами в политической сфере. У нас, допустим, с Арменией очень устойчивые, не просто доверительные, стратегические отношения. Армения платит по рынку.
Белоруссия: известные сложности и общая валюта
С Беларусью в этом году были известные сложности, но мы все-таки подписали соглашение и о транзите, и об изменении цен на энергоносители в перспективе - со стопроцентным выходом на рынок. И это, в конечном итоге, самое главное. Даже неважно, сколько платят сегодня, важно, что мы зафиксировали в документах этапы перехода к рынку, но сделали это мягко - в течение четырех лет - абсолютно в дружеском контексте. Ну, конечно, может быть, хотелось бы и дальше всего того, что было прежде, но невозможно же так. Это же невозможно, если мы разные государства. Понимаете? Мы с Беларусью намерены все-таки продолжать строительство Союзного государства, мы очень рады и приветствуем те изменения, которые белорусское руководство сделало в плане приведения к общему знаменателю наших тарифов на нефть сырую и на нефтепродукты, и это реальный шаг к созданию полноценного Таможенного союза. Мы рассчитываем на то, что и в выходе на единую валюту тоже еще не все потеряно. Я уверен, что наши белорусские партнеры в состоянии проанализировать реалии, в состоянии понять надежность российской экономики и российской национальной валюты, может быть, выйти на единую, на общую валюту, не на российский рубль и не на белорусский, или, как мы и первоначально планировали, мы же это планировали сделать, выйти сначала на российский рубль. Это все возможно.
...Скажу откровенно, мы не хотели наносить ущерб действующему Президенту Белоруссии в прошлом году в связи с предстоящими политическими событиями и, прежде всего, с выборами. Мы не хотели создавать там каких-то проблем и напряжения. О том, что мы будем переходить, скажем, с Белоруссией на рыночные отношения, об этом мы проинформировали наших коллег еще три года назад, а в начале прошлого года, в марте, передали наши предложения в письменном виде. И, кстати говоря, в тот момент никаких возражений не было. Правда, мы не могли наладить диалог вплоть до конца ноября прошлого года. Но это мы уже проходили, это со всеми так происходит, потому что, в общем, изменять сложившуюся ситуацию никому неохота. Но, повторяю, мы это и будем делать очень аккуратно. Поэтому я рассчитываю, что такой негатив, который мы получаем в связи с переходом на рыночные отношения, в целом уже в прошлом.
Миграция
Все, что принято в последнее время в сфере миграционного законодательства, направлено, конечно, в первую очередь, на обеспечение законных интересов граждан России на рынке труда, но и на обеспечение иммигрантов, на то, что они в полной мере могли воспользоваться правами, которые предоставляет им российское законодательство для защиты своих интересов, если они здесь работают. И только таким образом мы можем, на мой взгляд, уйти от негативных явлений, связанных с миграционными потоками в России.
Национализм, ксенофобия и нацвопрос
Что же касается использования национального фактора, то это самое плохое направление деятельности в предвыборных кампаниях, потому что людей избирать нужно не по национальному принципу и признаку, а по деловым и личным качествам.
...Это (проявления национализма, расовой неприязни, ксенофобии. - Ред.) всех тревожит: и органы власти тревожит, и общественность тревожит. Думаю, что это имеет много причин, в том числе это связано с определенной растерянностью, с определенным идеологическим вакуумом, который возник после развала Советского Союза, с чувством ущемленности основных национальных групп, наиболее многочисленных национальных групп. Я стараюсь быть абсолютно объективным. Но мы не можем относиться к этому поверхностно. К сожалению, органы власти не всегда адекватно реагируют на эти проявления. Но если говорить о причинах, то одна из них, конечно, заключается в том, что, несмотря на развал Советского Союза, границы у нас остались открытыми. Все бывшие республики Советского Союза стали независимыми государствами, а вопросы, скажем, на рынке труда далеко не всегда до сих пор решались в пользу коренного населения России, в пользу граждан Российской Федерации. И вот эта неурегулированность, о которой должна была бы подумать власть заблаговременно, обеспечив интересы как иностранцев, так и граждан Российской Федерации (а ведь иностранцы, которые в России работают, часто оказываются в совершенно бесправном положении), - вот эта неурегулированность наносит ущерб всем: и иностранцам, и гражданам Российской Федерации. Ведет в том числе и к проявлениям ксенофобии и национализма.
Преемников не будет - будут кандидаты
Вы употребили слово "правление". Я не правлю - я просто работаю. Что касается заблаговременной подготовки лиц на замещение высших должностных позиций в государстве, то это, как правило, выбранные, избираемые должности, и здесь в любом случае слово за избирателями, за гражданами России.
Что же касается преемников, о которых Вы сказали, я много раз на этот счет высказывался - преемников никаких не будет. Будут кандидаты на пост Президента Российской Федерации. Задача власти - обеспечить демократический способ освещения их избирательных кампаний, изложения ими своих предвыборных позиций, с тем, чтобы граждане Российской Федерации могли сделать осознанный выбор.
Все, кому надо, уже на своих постах работают. Нам нужно с вами не суетиться по поводу будущих выборов, а, как я уже сказал, обеспечить гражданам возможность объективного выбора, обеспечить гражданам этот свободный демократический выбор.
Я тоже гражданин Российской Федерации, чем очень горжусь, и, конечно, оставляю за собой право высказать какие-то предпочтения. Но буду делать это только в период предвыборной кампании.
Куда вы, м-р Путин?
Вы меня затюкали просто, - кем я себя вижу? Человеком я себя вижу, прежде всего.
...Я занимался в свое время борьбой дзюдо, а не легкой атлетикой, бежать никуда не собираюсь. ...Я никуда не ухожу пока. Во-первых, прикиньте: выборы Президента Российской Федерации должны состояться, если мне не изменяет память, где-то в начале марта 2008 года. А после этого еще какое-то время, месяца два или три, - на передачу полномочий и прочее. То есть это где-то будет в мае 2008 года. Что Вы меня раньше времени выпихиваете-то? Я и сам уйду, не спешите.
А что касается ответственности за то, что будет происходить со страной, то, конечно, я ее чувствую. Это не шутки, это очень важный этап в жизни страны. Я уже говорил, что главной задачей будущего будет сохранение и обеспечение высоких набранных темпов развития страны. И это нельзя будет сделать, я хочу это подчеркнуть, это невозможно будет сделать без консолидации власти всех уровней и всех направлений, без консолидации законодательной и исполнительной власти как в центре, так и на местах. Мы не сможем обеспечить преемственность, во всяком случае, в набранных темпах развития. И, конечно, нам нужно, чтобы при всей разнице политических сил - а их сейчас много на политической сцене страны, - чтобы они могли подняться над своими политическими амбициями и сосредоточиться на совместной работе. Это значит, что органы власти должны быть сформированы соответствующим образом в конце 2007-го и в начале 2008-го года.
Партии и кандидаты
Что касается возможности выдвижения политическими партиями кандидатов на должность Президента, то такая возможность законодательством предусмотрена. Ничего здесь не вижу необычного. Может быть и самовыдвижение, может быть кандидат от партий, представленных в парламенте, не представленных в парламенте. Там просто разная процедура доведения этого кандидата до самой предвыборной кампании по существу. Но все возможно. Если это произойдет - что же, значит, предвыборная кампания будет развиваться по этому сценарию. Если они договорятся до чего-то другого, как-то объединят свои усилия, то это тоже возможный вариант. Может быть, и неплохо. Все будет зависеть от них.
«Россия»: и единая, и справедливая
Зрелость политической борьбы зависит от зрелости субъектов этой борьбы. Я разницу вижу. Но чего греха таить, всем хорошо известно, что я принял самое прямое участие в создании "Единой России", помог этой политической партии встать на ноги, помог ее созданию и помог формированию. Я не собираюсь кого-то нахваливать. Но если бы не было взаимопонимания по ключевым вопросам развития между "Единой Россией" и Правительством, таких результатов бы не было. Значение и роль "Единой России" в поступательном движении и развитии России за последние годы значительны, как бы мы ни поругивали депутатский корпус. Между тем я приветствую и появление другой политической силы. Разницу между ними я вижу в том, что "Единая Россия" - это все-таки такой более правый и либеральный центр, во всяком случае, с точки зрения проведения экономической политики, хотя и там много очень социал-демократических тенденций, и я это очень хорошо почувствовал в работе над различными законопроектами. Но "Справедливая Россия" - это, конечно, партия, которая во всех своих проявлениях напоминает такое социалистическое, социал-демократическое направление. В полной мере это пока еще, может быть, не ощущается и не видно, так же, как в полной мере не видно и праволиберального направления деятельности в "Единой России". Нужно время.
В целом я эту борьбу считаю правильной, принципиальной, чем острее она будет, тем лучше. Но, конечно, я очень надеюсь на то, что это будет острая политическая борьба без обращения к различным компроматам, к оскорблениям и так далее. Очень надеюсь, что мы сможем этого избежать в ходе парламентской кампании 2007 года.
Коррупция, СМИ и силовики
Мы очень часто возвращаемся к этой проблеме, к этим вопросам. Один из них, конечно, это развитие средств массовой информации. И мы знаем, что власти часто поругивают за то, что они ограничивают свободу средств массовой информации. Общество поругивает сами средства массовой информации за то, что они по содержанию и по стилю своей работы часто не отвечают чаяниям населения. И нас правильно критикуют, и вас правильно. Но другого наиболее эффективного способа борьбы с коррупцией, кроме развития гражданского общества и свободы средств массовой информации, - другого эффективного способа все-таки нет. Конечно, мы должны усиливать и будем усиливать различные инструменты контроля, преследования, уголовного в том числе преследования, за противоправные действия. Но этого всегда будет недостаточно, если мы с вами не поймем, не направим на борьбу с этим злом само общество.
Вы сослались на то, что в последнее время много дел по коррупции. Но я считаю, что это хорошо. Вы знаете, если бы у нас люди чувствовали, что кругом коррупция, а дел нет, так вот это было бы плохо. А дел действительно сейчас становится все больше и больше, это хороший признак. Посмотрите, что в таможне произошло. Практически все руководство уволено, продолжаются уголовные дела, некоторые уже сидят за решеткой. Произошли крупномасштабные увольнения в различных правоохранительных органах, и это тоже хорошо. Это очищение среды, которая порождает либо защищает коррупцию.
Но самый-то большой ущерб даже не экономический. Самый большой ущерб - морально-политический. Потому что устойчивость власти и самого государства зависит от одного важнейшего фактора - доверия людей к органам власти. А если люди видят, что она коррумпирована, то это доверие исчезает, стремится к нулевой отметке. Вот это самое опасное.
Политковская, Козлов, Литвиненко
Что касается громких убийств, то действительно и для нашей страны, и для многих других стран проблема преследования журналистов является одной из наиболее острых. И мы осознаем степень своей ответственности за это. Будем все делать для того, чтобы защитить журналистский корпус. Я вспоминаю не только Анну Политковскую, - она была достаточно острым критиком власти, и это хорошо. Я вспоминаю и других журналистов, в том числе и Пола Хлебникова. И недавно один из наших американских партнеров сказал очень правильные слова: «Пол Хлебников погиб за демократическую Россию, за развитие демократии в России». Я с ним полностью согласен. Полностью согласен с этой оценкой.
Что касается других громких преступлений, вы знаете, что недавно раскрыто убийство заместителя председателя Центрального банка России. Очень надеюсь, что правоохранительным органам удастся выйти и на след преступников, которые совершили другие, не менее громкие преступления и не менее вредные для нашей страны.
Что касается Литвиненко, то здесь мне мало что удастся добавить, кроме того, что я уже говорил. Александр Литвиненко был уволен из органов безопасности. До этого служил в конвойных войсках. Никакими секретами не располагал. Он привлекался к уголовной ответственности в Российской Федерации за злоупотребление служебным положением, а именно за избиение граждан при задержании, когда был сотрудником безопасности, и за хищение взрывчатки. Но ему дали, по-моему, три года условно. Не было никакой необходимости куда-то бежать, он не является носителем вообще никаких секретов. Все, что он мог сказать негативного в отношении своей службы, где он раньше работал, он уже давно сказал, никакой новизны в его действиях уже быть не могло. Что там произошло, повторяю, может ответить только следствие. А что касается тех людей, которые стараются наносить ущерб Российской Федерации, то, в общем и целом, хорошо известно, кто это такие. Это люди, которые скрываются от российского судопроизводства за преступления, совершенные на территории Российской Федерации, и прежде всего, в сфере экономики. Это так называемые беглые олигархи, которые прячутся в странах Западной Европы либо на Ближнем Востоке. Но я в теорию заговора не очень верю и, откровенно говоря, она меня не очень беспокоит. Устойчивость российской государственности сегодня позволяет нам смотреть на это свысока.
Сексменьшинства
Мое отношение к гей-парадам и к сексуальным меньшинствам простое, оно связано с исполнением моих служебных обязанностей и заключается в том, что одна из главных проблем страны - демографическая. Но я уважаю и буду в будущем уважать свободу человека во всех ее проявлениях, во всех проявлениях этой свободы.
Собака Кони и Омар Хайям
Что касается плохого настроения, то оно, конечно, бывает, как у каждого человека. Но я в этих случаях стараюсь проконсультироваться со своей собакой Кони, она мне дает хорошие советы. Жена недавно подарила книжку хорошую - стихи Омара Хайяма, там тоже много интересного есть, что может помочь в таких ситуациях. Рекомендую.
|