Басманный суд Москвы вчера выдал санкцию на арест бывшего члена Совета Федерации от Калмыкии Левона Чахмахчяна,
прославившегося полгода назад из-за истории с вымогательством взятки у авиакомпании «Трансаэро» за изменение материалов проверки Счетной палаты РФ. Суд согласился с доводами Генпрокуратуры о том, что, оставаясь на свободе, г-н Чахмахчян может скрыться и оказать давление на свидетелей. Он стал уже вторым разжалованным сенатором, за последние дни попавшим в тюрьму. 18 января по инициативе той же Генпрокуратуры был арестован другой бывший член СФ (от Башкирии) Игорь Изместьев, которого обвинили в организации убийства.
Г-н Чахмахчян был задержан вчера около семи часов утра в медцентре, где он проходил лечение. Следователи доставили его в Генпрокуратуру, где несколько часов пытались допросить. По словам его адвоката Бориса Кузнецова, после того как экс-сенатор отказался общаться со следователями, его препроводили в суд. С решением об аресте ни сам г-н Чахмахчян, ни его адвокат не согласились. «Знаете, в нашей стране правосудие перестало существовать даже для российской элиты, -- заявил вчера г-н Кузнецов. -- Во-первых, постановление Верховного суда о привлечении Чахмахчяна к уголовной ответственности не вступило в законную силу, потому что мы подали кассацию, которая будет рассмотрена только в марте. Во-вторых, мой подзащитный серьезно больной человек. У него повышенное кровяное давление и сердечная недостаточность. Он едва стоит на ногах, а его отправили в «Лефортово»! Наконец, свидетель, на которого экс-сенатор может оказать давление, некто Стольба, находится в федеральном розыске. Уж если прокуратура не может его найти, как это сделает мой клиент? Будем подавать жалобу».
История, стоившая г-ну Чахмахчяну сначала кресла сенатора, а теперь и свободы, началась в мае прошлого года. Тогда за помощью к председателю Счетной палаты Сергею Степашину обратился председатель совета директоров авиакомпании «Трансаэро» Александр Плешаков. Он рассказал, что подчиненные аудитора СП Владимира Панскова проводили проверку Внуковской, Домодедовской и Шереметьевской таможни и выявили, что «Трансаэро» якобы не заплатило пошлины за закупленные ею самолеты на 14 млрд руб. «Трансаэро» эти претензии не признавало и намеревалось доказать их несостоятельность. Однако, как сообщил тогда г-н Плешаков, на него вышли некие «доброжелатели», которые предложили изменить отчет СП в части, касающейся «Трансаэро». За свои услуги доброжелатели попросили сначала 3 млн долл., затем снизили цену в два раза.
Сергей Степашин в свою очередь обратился к директору ФСБ Николаю Патрушеву. В результате 2 июня в офисе г-на Плешакова на 2-й Брестской улице чекистами при получении 300 тыс. долл. (оставшаяся часть по договоренности должна была быть перечислена на банковский счет) были задержаны член СФ Левон Чахмахчян, его зять Армен Оганесян, работающий помощником аудитора Счетной палаты, и бухгалтер Ассоциации российско-армянского делового сотрудничества (АРАС) Игорь Арушанов.
Генпрокуратура возбудила уголовное дело о мошенничестве (формально никто из задержанных в силу своих полномочий изменить отчет СП не мог, поэтому юридически получение ими денег взяткой не было). Оганесян и Арушанов были арестованы. Вскоре на допрос был вызван аудитор СП Владимир Пансков, отвечавший за злополучную проверку таможен. Несмотря на то что он был допрошен в качестве свидетеля, глава СП г-н Степашин заявил, что «потерял доверие» к Панскову и ждет от него заявления об уходе, которое позже тот и подал.
В отношении сенатора Чахмахчяна тогда никаких процессуальных действий не применялось, поскольку он обладал иммунитетом. Сам он назвал происшедшее провокацией. По версии сенатора, г-н Плешаков не раз сетовал на необъективность проверки СП и просил его как сенатора «посодействовать в решении вопроса». 2 июня он приехал в офис «Трансаэро» якобы по вопросу вступления авиакомпании в АРАС, вице-президентом которой он являлся. «Плешаков хотел, чтобы самолеты компании летали в Армению. Во время встречи я ему подарил чайную ложку, а он -- модели самолетов», -- рассказал тогда сенатор. В конце встречи, по словам сенатора, г-н Плешаков обратил его внимание на кейс, стоявший под столом. «Я его не брал, брал ли кто-то из моих знакомых, я не видел. Но на выходе нас встретили сотрудники ФСБ», -- сообщил сенатор. Тем не менее в июне 2006 года СФ лишил Чахмахчяна статуса сенатора, а затем Верховный суд вынес постановление о привлечении его к уголовной ответственности.