Время новостей
     N°18, 02 февраля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.02.2007
Вольная борьба
На дагестанских выборах стреляют еще до регистрации списков
Партийный скандал в преддверии выборов в Народное собрание Дагестана, назначенных на 11 марта этого года, продолжается в жанре судебной и криминальной хроники. Вчера со ссылкой на дагестанскую газету «Черновик» появились данные об инциденте, имевшем место в среду в городе Кизляре. Сторонник одного из местных кандидатов от «Союза правых сил» Василия Наумочкина повздорил со сторонниками своего соперника от «Единой России» Сайгида Муртазалиева и выстрелил из пистолета в потолок, после чего скрылся с места происшествия.

Фермер Наумочкин занимает высокий пост в особом Кизлярском приграничном округе Терского казачьего войска, а действующий депутат Народного собрания от Кизляра, спортсмен Сайгид Муртазалиев -- один из представителей аварской политической элиты. Хотя эмоционального единомышленника кандидата Наумочкина зовут предположительно Магомедом Мамаевым, скандал вполне может получить этническую окраску. В Кизляре и окрестностях в последние несколько лет растет напряженность между традиционным, но сокращающимся русским населением и аварцами, численность которых увеличивается за счет жителей горных районов, переезжающих с гор на равнину. Ситуация осложняется тем, что 19 января в Кизляре пропал без вести «номер один» местного списка СПС -- Магомед Омармагомедов. Его сожженную машину нашли в лесу недалеко от города, о судьбе самого кандидата ничего неизвестно. В Дагестанском отделении СПС считают, что «люди Муртазалиева» стараются исключить любую политическую конкуренцию и специально оказывают давление на сторонников правых кандидатов. Сторонники г-на Муртазалиева никак не комментируют ситуацию с исчезновением г-на Омармагомедова и уверяют, что эпизод со стрельбой никак не был ими спровоцирован.

Дагестанское отделение СПС находится в сложном положении. В начале этой недели президиум Верховного суда Дагестана отменил решение избиркома республики о снятии с выборов КПРФ и вернул коммунистам право участвовать в борьбе за кресла в будущем республиканском парламенте. СПС же пока не добился успеха в суде. Верховный суд Дагестана отклонил его жалобу неделю назад -- в минувшую пятницу. Теперь СПС обжалует решение судей в Верховном суде России. Время на принятие решения крайне ограничено -- в начале следующей недели избирком Дагестана окончательно сформирует список партий, допущенных к выборам в Народное собрание.

Решение президиума Верховного суда Дагестана о восстановлении КПРФ выглядело довольно неожиданным. За несколько дней до окончания срока сдачи документов в избирком сразу в двух из 53 муниципальных образований республики кандидаты из коммунистических партийных списков сняли свои кандидатуры. По новому республиканскому закону о выборах избирком получил право «удалить» всю партию целиком и немедленно этим правом воспользовался, хотя кандидаты, взявшие было самоотвод, почти сразу попытались отозвать свои заявления. Коммунисты обратились в суд, но 22 января Верховный суд Дагестана отклонил их жалобу и подтвердил правоту избиркома.

Однако это решение вызвало беспокойство в Москве. Ситуацией заинтересовалась не только фракция КПРФ в Госдуме, но и полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак, который намекнул, что избирательное законодательство Дагестана оказалось чересчур жестким даже по нынешним строгим временам. Коммунисты тем временем попытались провести в Махачкале несколько акций протеста и одновременно обжаловали решение дагестанского Верховного суда в Верховный суд Российской Федерации. Нельзя сказать, что на уличные мероприятия под красными флагами пришло много народу. Однако в минувший понедельник президиум Верховного суда Дагестана восстановил права «партии Ленина».

Глава российского Центризбиркома Александр Вешняков сообщил, что суду удалось установить факты давления на коммунистических кандидатов, поэтому партию восстановили в правах. Но с аналогичной позицией СПС суд, по словам г-на Вешнякова, не согласился -- «с учетом различных обстоятельств». Какие именно обстоятельства помешали судьям, правые не знают: «Мы представили в суд абсолютно те же аргументы, что и коммунисты, но их восстановили, а нас нет», -- сказал «Времени новостей» глава регионального отделения СПС Юрий Гладков. Правда, правые на шаг отстают от коммунистов: дело КПРФ в понедельник рассматривал уже президиум Верховного суда Дагестана, а жалоба СПС только в пятницу была отклонена Верховным судом. С другой стороны, это уже второе обращение правых в суд в связи с проблемой регистрации.

По мнению г-на Гладкова, Верховный суд РФ, куда правые обратились после отказа, не сможет отклонить их жалобу, поскольку факты давления очевидны. Глава отделения сообщил, что до сих пор ничего не известно о местонахождении кандидатов из списка правых по Хасавюртовскому району, которые написали заявления о снятии своих кандидатур и дали, таким образом, формальное основание для снятия партии с дистанции. В республиканском отделении партии уверены, что заявления были написаны под давлением. По-прежнему нет ясности и относительно судьбы упомянутого заместителя руководителя регионального отделения СПС Магомеда Омармагомедова, пропавшего больше десяти дней назад. В Дагестане уже обсуждаются версии политического убийства, но Юрий Гладков еще надеется, что все пропавшие найдутся. «Дагестан есть Дагестан. Те, кто их удерживает, понимают, что если отпустят их раньше срока, у них самих могут быть проблемы. Мы все их ищем».

Часть дагестанских экспертов выдвигает версию, что осложнения с регистрацией у правых и левых возникли не столько потому, что администрация президента республики Муху Алиева заботится о проведении образцовых выборов и «расчистке площадки» для двух партий-фаворитов («Единой России» и «Справедливой России»), сколько потому, что КПРФ и СПС якобы поддерживает мэр Махачкалы Саид Амиров. Амиров -- влиятельный политик даргинского происхождения. Прежний глава Дагестана Магомедали Магомедов также был даргинцем и в последние годы своего правления очень жестко конфликтовал с представителями оппозиционного объединения аварских лидеров, известного как «Северный альянс». После назначения президентом этнического аварца Муху Алиева «северяне» перестали столь рьяно атаковать республиканскую власть, но мэр Махачкалы Амиров, безусловно, остается в числе их политических оппонентов. Характерно, что проблемы у СПС возникают именно на территории «северян» -- в Хасавюрте (мэр города -- лидер «северян» Сайгидпаша Умаханов) и Кизляре (округ другого лидера «северян» Сайгида Муртазалиева).

В самой пострадавшей партии вопрос о причастности «северян» к исчезновениям кандидатов назвали провокационным. «Мы можем говорить лишь о том, что можем доказать», -- сказал «Времени новостей» Юрий Гладков. Сами «северяне» избегают комментариев, но стараются дать понять, что не имеют отношения к данной ситуации. Они, как и сторонники Саида Амирова, уже заняли места в республиканском и региональных списках «Единой России», которая, похоже, пытается таким образом смягчить старые клановые противоречия.

Несмотря на яркие детали, дагестанский межпартийный конфликт после возвращения коммунистов, кажется, сползает на периферию политической жизни. Появилась уже и версия о том, что криминальный фон вокруг выдвижения СПС создан правыми специально, чтобы восполнить недостаток популярности. Но сами правые настроены вполне серьезно. Они написали обращения президенту Путину и в ЦИК и требуют от Генпрокуратуры взять под контроль следствие по делу Магомеда Омармагомедова. В случае судебной неудачи правые готовы добиваться переноса дагестанских выборов (бороться за мандаты в условиях открытого давления невозможно) и изменения республиканского избирательного законодательства (возможность снятия партии в случае самоотвода одного из 53 ее региональных списков не соответствует федеральным нормам). Член президиума федерального политсовета СПС Борис Надеждин на днях заявил, что такой опыт у партии есть. Юристы правых также полагают, что перенос выборов в Дагестане вполне возможен.

Иван СУХОВ
//  читайте тему  //  Ситуация в Дагестане