|
|
N°16, 31 января 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Двадцать лет спустя
В Москве прошла выставка топ-лотов торгов «Современное русское искусство»
Чуть-чуть не дотянув до славного юбилея -- знаменитого московского аукциона «Сотбис» 1988 года, взорвавшего ситуацию в советском художественном истеблишменте и буквально открывшего западному миру современное русское искусство, а нашим художникам прелести рынка, -- известный аукционный дом снова устраивает торги, посвященные современному русскому искусству. После 1988 года на волне бурного интереса ко всему российскому цены росли, работы уезжали на казавшийся благословенным Запад, а за ними, как перелетные птички, потянулись их авторы: пришли другие времена. «Сотбис» торжественно вошел в историю российского искусства.
С тех пор современное российское искусство стало обычным участником русских аукционов на Западе, но, за редкими исключениями, работы современных отечественных художников подверстывали к старому русскому искусству, не включая в те торги, где продают произведения их западных и восточных коллег и современников. И вот, спустя 19 лет, современное русское искусство вновь удостоилось отдельных торгов и выставки -- топ-лоты назначенного на 15 февраля лондонского аукциона были выставлены в Москве с 26 по 28 января.
Известно, что дважды ступить в одну и ту же воду невозможно, а если попытаться, то непременно вляпаешься в пародию. Так получилось и на этот раз.
Похвальное желание аукционного дома отделить российский антиквариат от современного искусства привело к забавному эффекту: больше всего будущий аукцион «Сотбис» похож на традиционные русские торги, где господствуют не слишком громкие имена, а если известные художники и представлены, то исключительно третьестепенными произведениями. Самая примечательная картина в числе топ-лотов -- «Революция-Перестройка» Эрика Булатова из известной коллекции Джона Стюарта -- даже не была включена в недавнюю большую ретроспективу художника в Третьяковке. На общем неярком фоне выделяется разве что диптих Сергея Волкова; судя по каталогу, есть и еще забавные вещи, но их отчего-то на московскую выставку не привезли. Впрочем, может, оно и к лучшему: в мелкобуржуазных лондонских интерьерах впечатление о них может сложиться повыгоднее. Для тех покупателей, разумеется, кто доедет. Коллекционер Игорь Маркин, известный как коллекцией, с которой можно познакомиться в Интернете, так и строящимся музеем -- первым частным музеем современного искусства в Москве, в своем богатом экстравагантными высказываниями онлайновом дневнике так и написал: свое искусство хочу покупать на родине. А аукцион -- не в пример тому, легендарному, двадцатилетней давности, -- пройдет все же в Лондоне.
Успех торгов предсказать сложно, как нельзя понять, отчего не купили по более чем разумной цене отличную работу самого признанного в мире нашего художника Ильи Кабакова на последнем русском аукционе «Сотбис» в ноябре 2006 года. При том что подобных -- старых -- вещей на рынке уже практически нет, цены растут, а слава художника давно уже вышла за пределы отечества. Для дилеров, раскупавших по сказочным, запредельным ценам антиквариат далеко не музейного уровня, отсутствие интереса к, безусловно, главному шедевру аукциона стало поводом для гордости: вроде бы расставили всех по местам. Тем более что тогда же по нижней цене ушел и диптих «Утраченный рай: ностальгия по социалистическому реализму» Виталия Комара и Александра Меламида -- такого соц-арта рождения 1982 года делать уже не будут.
На грядущие торги по современному искусству ждут других покупателей: число коллекционеров, выбирающих не просто отечественное, но еще и актуальное, растет и множится. Но опыт показывает: процесс непредсказуем. Дикорастущие цены на шестидесятников и прошлогодняя продажа картины Дмитрия Краснопевцева за сумму, превышающую миллион долларов на русских торгах в Лондоне, тому пример (что, кстати, не изменило цен на работы художника в целом -- вот и сейчас старт обозначен суммой всего в 25--35 тыс. фунтов стерлингов).
«Русскую выставку» «Сотбис» решил дополнить громкими западными именами, но, увы, не громкими работами. Возможно, из чисто гуманистических соображений, с благородной целью избежать жестоких сравнений -- понятно, что отличный Уорхол, Вессельман, Сай Твормбли или Дэмиан Хирст могут одним махом отправить в нокаут всю русскую часть выставки, вот их и представили бедненько, меленько и жиденько. Грамотный покупатель должен взять в руки каталоги: там все хорошо и прекрасно, на февральских торгах современного искусства, которые состоятся чуть раньше специальных русских, все эти художники будут представлены как надо. Тогда, правда, непонятно, зачем огород нужно было городить -- умеющие пользоваться каталогами и сайтами и так ими пользуются, а профаны, увидев на выставке самую, наверное, жалкую из всех существующих «Джекки» Уорхола, в художнике могут разочароваться навсегда. Зато организаторам удалось отечественное искусство практически сравнять с мировым -- да так, что смотреть на выставке хотелось исключительно в окно: из больших окон зала в здании на Якиманской набережной, наскоро и небрежно приспособленного под экспозицию, открывается отличный вид на реку.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ