|
|
N°12, 25 января 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Произвольная программа
Федеральная налоговая служба использует зачистку рынков от мигрантов для проверки российских торговцев
Начавшиеся проверки мигрантов на рынках не лучшим образом сказались и на тех, в чью пользу, казалось бы, вводились меры по регулированию розничных рынков. Под дополнительный контроль попали не столько мигранты без российского гражданства, заблаговременно свернувшие торговлю, сколько оставшиеся на продуктово-вещевых рынках немногочисленные россияне. Если у милиции к ним претензий не возникает, то приход налогового инспектора чреват многими неожиданностями.
Как следует из закрытого письма Федеральной налоговой службы от 10 января, сотрудники территориальных налоговых инспекций должны наряду с милицией и представителями Федеральной миграционной службы принимать участие в рейдах по рынкам. У торговцев проверяют документы, дающие право торговать на рынке, наличие кассовой техники, лицензию на торговлю алкоголем.
Мобильные оперативные группы, проверяющие рынки и стихийные места торговли, предполагалось изначально комплектовать сотрудниками «Роспотребнадзора» и Федеральной миграционной службы, для силового сопровождения которых выделялись сотрудники милиции. Налоговики к этой компании присоединились позднее, согласно закрытому письму ФНС №ШТ-6-06/1. Ведь по логике мигрант-нерезидент, не имеющий российского гражданства, отчитываться по налогам в России не обязан. История с мигрантами, судя по всему, используется как дополнительный повод провести тотальную проверку всей малой предпринимательской торговой деятельности.
В рейдах по рынкам сотрудникам Федеральной налоговой службы предписано вести учет всех проверенных организаций. Уделить пристальное внимание каждому торговцу особой сложности для инспектора сейчас не представляет. Прилавки поредели: иностранные торговцы покидают рынки и под нажимом проверяющих органов, и из-за отказа администрации рынков заключать с ними контракты.
Согласно инструкции налоговики обязаны проверять наличие свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя, правильность применения контрольно-кассовой техники, соблюдение лимитов денежных остатков в кассе и разрешительные документы на торговлю алкоголем. По закону кассовые аппараты и свидетельства, подтверждающие законность осуществления торговой деятельности, не обязательны к применению при торговле на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и прочих территориях, отведенных для осуществления торговли. Однако у этого правила есть исключение, под которое подпадает едва ли не половина всей рыночной торговли. Кассы необходимо устанавливать в случаях, когда в пределах территории рынка торговля ведется не с прилавков, а в павильонах, маленьких магазинчиках, киосках, палатках, автолавках, автомагазинах, автофургонах, помещениях контейнерного типа и других аналогично обустроенных приспособлениях. Правило это можно трактовать чрезвычайно расширительно и применять санкции на личное усмотрение инспектора, ведь в законе под понятие «магазинная торговля» подпадают любые конструкции торговых мест, обеспечивающих показ и сохранность товара.
В случае выявления нарушений штрафные санкции могут вырастать в чувствительные для мелких торговцев суммы. Максимальный штраф за неприменение контрольно-кассовой техники доходит до 40 тыс. руб. При этом отделаться одним штрафом удастся далеко не всегда. По некоторым случаям протоколы о нарушениях могут направляться в суд. Например, если выяснится, что контейнер или автолавка принадлежит не частному предпринимателю, а какой-либо птицефабрике, которая стоит на налоговом учете в другом городе, ввиду чего не имеет права торговать вне территории своей регистрации.
Формально все выявляемые налоговиками нарушения суть борьба с незаконным предпринимательством, однако столь наглядная демонстрация возможностей этой борьбы отнюдь не прибавит безработным россиянам желания встать за прилавки вместо изгнанных оттуда в свете новых политических веяний мигрантов.
Ирина СКЛЯРОВА