Национальный антитеррористический комитет (НАК) вчера к вечеру неожиданно отменил «общероссийскую тревогу» в связи с угрозой крупных терактов в столице и других городах страны, накануне объявленную руководителем этого координационного органа, директором ФСБ Николаем Патрушевым.
Как передали информагентства со ссылкой на официального представителя НАК, «информация о готовящихся терактах в России не нашла подтверждения».
В результате события предшествовавших суток оказались для непосвященных граждан полной загадкой. Вечером в среду около 21.00 НАК распространил информацию о том, что его Федеральным оперативным штабом (ФОШ) от неких иностранных партнеров "получена информация, которая в настоящее время проверяется, о возможном совершении диверсионно-террористического акта на наземном транспорте и в метрополитене". В связи с чем руководителем ФОШ Николаем Патрушевым были «даны указания оперативным штабам в субъектах федерации, а также членам ФОШ по приведению антитеррористических сил и средств в состояние повышенной готовности и осуществлению комплекса предупредительно-профилактических мер».
Однако так и осталось непонятно, что именно послужило поводом для тревоги и каких иностранных партнеров имела в виду ФСБ, почему тревога, внезапно объявленная в общенациональном масштабе, была так же стремительно отменена, и вообще, была ли это реальная тревога или учебная. Все эти вопросы уже вчера навели некоторых наблюдателей на мысль, что поднятое на подчеркнуто высокий уровень мероприятие -- о тревоге в вечернем выпуске теленовостей по «Первому каналу» объявил лично глава ФСБ и НАК Николай Патрушев -- если и имело реальный повод, то не было лишено пропагандистской или пиаровской составляющей. И что эта, по сути, общенациональная тревога, объявленная в таких масштабах и столь публично, имеет (либо может иметь в будущем) целью некий политический эффект. Так или иначе, но для рядовых россиян и гражданских властей события 17 января стали испытанием на выдержку и спокойствие, в чем-то напоминающем драматические ожидания очередной трагедии осенью 1999 года, после подрывов жилых домов.
«Теракты могут произойти уже в среду», -- заявил на заседании НАК глава ФСБ, и уже ранним утром в столичном метро появились усиленные патрули милиции, а в некоторых местах кинологи с собаками, обученными на поиск взрывчатки. С поручениями о необходимости подготовиться к возможной террористической угрозе выступили практически все, кто отвечает за спокойствие россиян.
Минобороны приняло решение о дополнительных мерах по охране военных объектов. Энергетики усилили охрану энергообъектов, введя дополнительное патрулирование. Мэр Москвы Юрий Лужков обратился к городским службам, ГУВД, МЧС, призвав обеспечить безопасность граждан. С руководителями предприятий, занятых пассажирскими перевозками, водителями был проведен отдельный инструктаж.
Сотовые операторы извинились перед абонентами, проинформировав, что в компании поступило указание отключить сотовую связь в метрополитене с 10 утра среды до полуночи. Сделано это было, чтобы затруднить возможность координации действий террористов под землей и исключить возможность подрыва бомбы на расстоянии.
Кроме того, из-за угрозы терактов были отменены поездки школьных групп в общественном транспорте. Департамент образования столицы заявил, что в ближайшее дни для доставки учащихся на различные мероприятия будут использоваться исключительно специально выделенные школьные автобусы, сопровождаемые нарядами милиции.
Не менее отчаянные сообщения весь день поступали из всех российских регионов, невзирая на то, что метрополитен имеется всего в 11 российских городах, а именно в метро, как сообщил г-н Патрушев, в первую очередь могут атаковать террористы. В Приморье и на Камчатке, на Урале и на Кавказе местные власти и спецслужбы рапортовали о срочно усиленных мерах безопасности на вокзалах, железных дорогах, в аэропортах, учебных учреждениях, промышленных объектах и т.д.
В течение дня сообщалось, что усиленные меры безопасности будут действовать до особого распоряжения, и конкретных сроков никто не называл. Попутно с экранов телевизоров звучали призывы к населению о повышении бдительности и осторожности. Правоохранительные органы просили граждан сообщать об оставленных в общественных местах вещах и о людях, ведущих себя неадекватно.
Граждане реагировали. По информации НАК, в Москве было получено более ста звонков с сообщениями о подозрительных предметах - вдвое больше, чем обычно. На станции метро «Войковская» и в одном из офисных зданий в Орликовом переулке были обнаружены упаковки с неизвестным содержимым, которые передали на экспертизу. Позже выяснилось, что они опасности не представляли - просто кто-то забыл свое имущество. Были звонки и о ложном минировании, в частности, станции метро «Новогиреево». Хотя в целом и в Москве, и в стране жизнь шла своим чередом. Сделанное вчера около 6 часов вечера заявлении НАК, что «информация о готовящихся терактах не нашла подтверждения», стала еще большей неожиданностью. Официальный представитель НАК Николай Синцов сообщил информагентствам: «В результате предпринятых усилий минимизирована угроза совершения террористических актов на объектах наземного транспорта и в метрполитене. Данных, подтверждающих информацию иностранных партнеров, на настоящее время не получено». Более ничего г-н Синцов разъяснять не стал, отметив только, что НАК удовлетворен реакцией руководителей транспортных предприятий в связи с выполнением ими мер антитеррористической безопасности, а также поблагодарив население за активную гражданскую позицию и понимание.
Что же стало причиной такой особой публичности объявления тревоги? Ведь, по большому счету, ничего нового в сложившейся ситуации не было - к бдительности и осторожности спецслужбы призывали и призывают россиян постоянно. Более того, подобного не было даже тогда, когда в августе 1999 года, после вторжения чеченских сепаратистов в Дагестан, на въездах в Москву и у всех крупных учреждений были выставлены бронетранспортеры. Хотя тогда степень «террористической опасности» и необходимость в повышении бдительности граждан и гражданских властей выглядели куда более очевидными, чем сейчас. И те же подрывы жилых домов это подтвердили. Обычно, при наличии реальной и понятной всем угрозы, власти как раз выступали сдержанно - без заявлений «первых лиц», не разъясняя, что и где может взорваться, а устраивая повальные проверки документов и чаще, чем обычно, распространяя в общественных местах напоминания (по радио и через объявления) о «забытых вещах» и «подозрительных лицах». И если официальным лицам задавали публично вопросы об угрозе терактов, то чиновники всегда просили не «нагонять страх и панику».
На этом фоне еще более загадочным выглядит то, что сами спецслужбы, как выяснилось, в большинство своем работали вчера в обычном режиме. Усиление в милицейских подразделениях и самом МВД хоть и было действительно введено, но на него, по большому счету, никто не обращал внимание. За последнее десятилетие сотрудники спецслужб и так большую часть времени работают в режиме «усиления», который вводится постоянно - по случаю всех праздников, знаменательных событий, совершенных в том или ином месте терактов и т.д.
Более того, почти все оперативники, с которыми удалось пообщаться корреспондентам «Времени новостей», заявили, что никаких «особых» ориентировок или предупреждений о готовящихся терактах не поступало. Некоторые рассказали, что появлялась информация, будто в Москву может прибыть группа из 6 человек, которые могут иметь при себе более 50 кг взрывчатки с намерением совершить теракт. Однако милиционеры отметили, что подобные сообщения, порой и куда более конкретного и устрашающего характера, последние годы к ним поступают практически еженедельно. Соответственно, ничего «сверхъестественного» в этой ориентировке не было. Примечательно, что большинство территориальных подразделения ГУВД Москвы в связи с объявленной тревогой работали одинаково - особых «оперативно-розыскных мер» по поиску террористов не вели, работая в обычном режиме. Только в УВД Центрального округа столицы, по неофициальной информации, решили взять под охрану входы в метро и вентиляционные шахты подземки, для чего милиционерам специально купили батарейки для имеющихся у них ручных металлодетекторов. Тревога особо не отразилась и на работе подразделений центрального аппарата МВД. В результате, по неофициальной информации, получилось, что поиском террористов в первую очередь «занимались» солдаты внутренних войск, которых и так часто бросают на патрулирование улиц и метро в помощь «регулярной» милиции, и участковые, начавшие вновь проверять подвалы, чердаки и подозрительные квартиры.
Следует вспомнить, что сходную тревогу, правда, в меньшем масштабе НАК уже объявлял - в ноябре прошлого года. Тогда сообщали, что
чеченские террористы могут атаковать гидротехнические сооружения. Однако, как почти сразу выяснилось, планы бандитов, о которых предупреждали контрразведчики, стали известны от давно задержанных боевиков, которые они не успели или не смогли в свое время реализовать.