|
|
N°2, 11 января 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Тюрьма" на мели
Спасатели не торопятся эвакуировать экипаж арестованной шхуны
Экипаж рыболовецкой шхуны «Ери Кристина», которую 8 января штормовым ветром сорвало с якорей и бросило на отмель, до сих пор не может покинуть терпящее бедствие судно. Как сообщил руководитель службы безопасности порта Петропавловск-Камчатский Вячеслав Фадеев, за сутки до разгула стихии все суда, находящиеся на рейде Авачинской бухты, получили предписание укрыться от урагана в безопасном секторе. Имеется документальное подтверждение, что предупреждение было получено и на борту «Ери Кристины».
Тем не менее, когда в минувший понедельник на Камчатку обрушился шторм, на пульт диспетчера рыбного порта Петропавловска поступил сигнал тревоги с борта траулера. Сообщалось, что якоря не выдержали порывов ветра, судно сорвалось и легло в дрейф. Сильный ураган вынес корабль на песчаные мели в западной части Авачинской губы. Как заявил начальник главного управления МЧС России по Камчатской области Анатолий Плевако, корабль плотно встал кормой в массах песка, однако пробоин не получил.
После того как ветер стих и к аварийному борту направилась группа спасателей, в районе кораблекрушения было обнаружено нефтяное пятно. Так как «Ери Кристина» стоит на малой глубине, подобраться к месту аварии на судах с большой осадкой невозможно, а значит, пока нельзя ничего предпринять для ликвидации последствий разлива дизельного топлива.
«Ери Кристина» стоит на рейде Авачинской бухты с 21 августа прошлого года. На ее борту 28 человек -- членов экипажа, граждане Китая, Индонезии, Вьетнама и выходцы с Тайваня. Судно арестовано за браконьерство, граница для членов экипажа закрыта. Трое российских граждан, которые в августе прошлого года также находились на борту «Ери Кристины», давно на берегу. Остальные ждут окончания следствия для решения суда о конфискации судна и их депортации.
По мнению руководителя камчатского подразделения МЧС Анатолия Плевако, не исключено, что кораблекрушение было искусственно спровоцировано самой командой, желающей ускорить свое возвращение на родину. Возможно, «Ери Кристина» попросту подняла якоря, как только начался ураган, и легла в дрейф, пока не села на мель.
Попытки эвакуации азиатского экипажа начались сутки спустя после шторма. Сперва выйти в море спасательным катерам не позволяла погода. Затем запрещали пограничники. Траулер арестован, а его борт -- по сути государственная граница России, пересекать которую китайцы, вьетнамцы и индонезийцы не имеют права. Тем не менее вечером 9 января с аварийного судна удалось снять старшего помощника капитана и механика. Они были доставлены в Петропавловск-Камчатский. Но, как сообщил директор бассейнового аварийно-спасательного управления Сергей Адамов, граждане Тайваня провели в одной из гостиниц Петропавловска только одну ночь, после чего их вернули на борт застрявшей на мели шхуны.
По словам Анатолия Плевако, эвакуацию экипажа «Ери Кристины» решено отложить на неопределенное время, так как компания-судовладелец не дала официального согласия на эту операцию. На судне есть запасы пищи, воды и топлива, и пока не возникнет реальная угроза жизни и здоровью иностранных граждан, снимать с аварийного борта их никто не будет.
Представитель индонезийской компании-судовладельца "Карья Битуног Седжати" Александр Степанов сообщил, что позиция российской стороны по отношению к команде «Ери Кристины» вызвала у него недоумение. Г-н Степанов считает абсолютно необоснованными все подозрения в том, что команда спровоцировала кораблекрушение. Кроме того, он полагает, что руководство управления МЧС и портовые службы, фактически отказавшись от эвакуации экипажа, нарушают международное морское законодательство.
Условием начала операции экстренные службы выдвинули необходимость оплаты всех расходов со стороны компании-судовладельца. Но, как отмечает г-н Степанов, индонезийский агент является лишь владельцем самого корабля. По договору «Ери Кристина» была передана 14 июня 2006 года в аренду Сахалинскому казачьему войску. Сами казаки в свою очередь нанимали команду в азиатских странах. Теперь войско фактически уклоняется от каких-либо обязательств перед 28 иностранными гражданами.
У офиса компании "Карья Битуног Седжати" в Индонезии все время собираются родственники и жены индонезийских граждан, полгода назад ушедших на промысел в северные моря. И хотя агенты пытаются снабжать команду арестованного судна пищей и водой, нести финансовую ответственность за экипаж фирма не намерена. В настоящее время "Карья Битуног Седжати" ищет на Камчатке подрядчика, который бы смог столкнуть судно с мели.
Илья СЕРГЕЕВ, Камчатка