|
|
N°239, 26 декабря 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Во славу нарушителей границ
Итоги артгода-2006
Самые интересные впечатления уходящего года связаны для меня с проектами, программно ставящими под сомнение заданные тематические и жанровые рамки современного искусства. Пришла пора художникам перенимать опыт смежных видов творчества, учиться мыслить широко, дышать свободно и плевать на установленные кем-то границы, места прописки и паспортный контроль. Тема синтеза искусств современна как никогда. Хорошо, когда в одном проекте собрано все лучшее: зрелищность театра, пластика танца, музыкальный ритм, интеллектуальное напряжение концептуального артметода. Тогда можно говорить о мультимедийном образе, сравнимом по убедительности с произведениями Виолы, Уилсона или наших Анатолия Васильева, Дмитрия Крымова, Театра АХЕ. Именно подобный мультимедийный образ, кстати, стал темой обсуждения программы «Верю», предпринятой Олегом Куликом, в альянсе с мэтрами отечественного искусства и науки, разведки возможностей выхода за устаревшие жанровые и идеологические рубежи.
Попытаюсь предложить вариант лучших событий и персон года в соответствии с их близостью идее нарушения границ, идее мультимедийности.1. Выставка «Павел Филонов. Очевидец незримого». Летом открылась в Русском музее Санкт-Петербурга, с завтрашнего дня работает в Музее личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина. Удачный пример презентации наследия «классического» авангарда в модели нового интерактивного зрелища. Особенно радует, что попытка увидеть новые смыслы, настроить новую оптику становится тенденцией, которую ваш обозреватель назвал «contemporary-классика». Согласно теме «наследие в проекции новых смыслов и идей» были реализованы другие хорошие выставки года: персональная выставка «палеонтолога» русского архитектурного авангарда Юрия Аввакумова в галерее Stella Art, «пунктуационный» архив «Двадцать пять лет на одной странице» Вадима Захарова в Третьяковской галерее, экспозиция-рассказ Алексея Политова и Марины Беловой про явление в год юбилея Рембрандта теней его картин.
2. Новая версия постоянной экспозиции XX века, приуроченная к 150-летнему юбилею Третьяковской галереи. Находящиеся в здании на Крымском валу сотрудники отделов истории искусства нового и новейшего времени, в том числе отдела новейших течений под руководством Андрея Ерофеева, отважно переформатировали традиционную экспозицию искусства XX века. Нарушили набивший оскомину объективно-безответственный хронологический принцип и попытались предложить авторскую версию поиска лейтмотивов внутри процесса. На первый план вышла преемственность авангардных практик: от 1910--1920-х годов к неофициальному искусству 1960-х. А поскольку для всякой авангардной стратегии базовым принципом является прощупывание границ искусства и преодоление традиционных пределов, постольку новая экспозиция соответствует теме богатства и многомерности, полифоничности современного языка искусства.
3. Персональная выставка Эрика Булатова в Третьяковской галерее. Впервые в истории собранный воедино богатый архив творчества художника Булатова еще раз подтвердил аксиому: к мастерам не просто талантливым, а талантливым уникально, никакой ярлык «изма» не приклеишь. Они мультимедийны по определению. В данной связи в компании с Булатовым не возбраняется видеть других мэтров (Виктор Пивоваров с экспозицией в Московском музее современного искусства, Вадим Захаров в Третьяковской галерее), удостоившихся в уходящем году персональных выставок. Своим творчеством мастера доказывают, что понятие «московский концептуализм» -- все-таки энциклопедическая условность.
4. Порадовали события, связанные с публичным обсуждением художественного процесса современности. Об искусстве, его границах, специфике, бытийственном статусе хотят говорить уважаемые люди разных сфер гуманитарного знания. Чудесно! В этой связи вспомним две акции: устроенную в преддверии Второй московской биеннале 2007 года конференцию «Создавая мыслящие миры» (модераторы Иосиф Бакштейн и Даниэль Бирнбаум), а также беседы при свечах с историками религии и философами, задуманные в качестве теоретической платформы отважной выставки «Верю» (идея -- Олег Кулик).
5. 10-летний юбилей Московского дома фотографии. Тут все просто. Фотография по своей природе мультимедийный жанр. Потому проекты и фестивали дома (в том числе проходящая сейчас в Большом Манеже фотовыставка Александра Родченко) ежегодно удивляют способностью резонировать в различных артсредах. Потому несколько лет назад сам Дом фотографии получил второе название «Мультимедийный комплекс актуальных искусств». Потому, наконец, директор дома Ольга Свиблова только что назначена куратором Российского павильона Венецианской художественной биеннале 2007 года.
Персоны года:
1. Художник. Рембрандт -- это имя освятило весь уходящий год, летом отмечали 400-летие одного из самых гениальных «нарушителей границ» в мировой культуре .
2. Архитекторы. Англичанин Норман Фостер , закрутивший роман с Россией и потому привезший в ГМИИ образцовую персональную выставку, уровень которой пока недостижим для отечественных мастеров отвеса и циркуля; россиянин Александр Бродский, мощной кодой завершивший (хотелось бы надеяться) на прошедшей архитектурной Венецианской биеннале постоянную для российского павильона тему руин, утопии и антиутопии.
3. Галерист. Елена Селина, XL. Когда с этого года начали мыльными пузырями лопаться авторитетные репутации дорогих галерей, которыми владеют «VIP-вумен» современной России, тогда снова оценили старомодные понятия: профессионализм, опыт, стаж, преданность делу. И Лена Селина снова в авангарде артпроцесса. В качестве куратора она придумала прекрасную программу «Москва актуальная», которую реализует в Московском музее современного искусства совместно с его директором Василием Церетели. Экспозициями Айдан Салаховой и Виктора Пивоварова программе дан высокий старт. В качестве галеристки госпожа Селина подтвердила свой талант чувствовать, что и кому сегодня нужно, какое искусство востребовано и покупаемо. Еще одно тому доказательство -- триумфальное участие галереи XL в международных ярмарках «Арт-Базель», «Фриз», «Арт-Базель -- Майами-Бич».
4. Куратор. Евгения Кикодзе. В работе с молодым поколением российских художников отличился фонд «Современный город». Куратор фонда Евгения Кикодзе показывает искусство очень рафинированное, тонкое, полное скрытых аллюзий, интеллектуальных ребусов. Удовольствие от выставок сравнимо с просмотром хорошего артхаусного кино. Тем более что видео -- один из главных козырей программ фонда. Победой госпожи Кикодзе стала и умная выставка молодых российских художников Modus R, сделанная совместно с петербургским куратором Олесей Туркиной в качестве параллельной программы ярмарки «Арт-Базель -- Майами-Бич».
5. Музейный работник. Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Несмотря на скандал в связи с хищением из Эрмитажа нескольких малоценных объектов, по недоразумению в музей попавших, несмотря на начавшуюся злопыхательскую истерию в среде чиновников и в обществе, господин Пиотровский сумел достойно держать оборону и доказал, что высокая культура и интеллект не декоративные излишества, а единственный шанс остаться человеком несмотря ни на что.
Сергей ХАЧАТУРОВ