Российским врачам и пациентам надо научиться мыслить Марксовой формулой "товар--деньги--товар". Только так они смогут выжить в условиях новой медицины, которую намерен продвигать глава Министерства здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов. В минувшую пятницу эту идею министр донес до чиновников от здравоохранения Северо-Западного и Южного федеральных округов. Встреча с представителями этих двух регионов завершила серию совещаний
по годовым итогам нацпроекта «Здоровье».
Региональные чиновники, работники медицинского и социального страхования получили в Минздравсоцразвития ответы на самые сокровенные вопросы последних нескольких месяцев. И самый главный из них: «Снимут ли Зурабова?» Сам министр уверен, что не снимут, и работать ему еще на своем посту как минимум года два-три. Во всяком случае на этот период у него есть четкий план действий. «Мы абсолютно спокойны и уверены, что идем верным путем, и никто нас с него не собьет», -- заявил он перед оглашением своего перспективного плана.
Судя по словам министра, самая большая проблема нашего здравоохранения -- идеологическая. Врачи, сестры и нянечки все еще работают в какой-то старой формально "бесплатной" медицине, а г-н Зурабов давно уже совершенствует иную медицину, твердо стоящую на коммерческо-страховой основе. Министр искренне не понимает, как новенький рентгеновский аппарат может гнить годами во дворе уездной клиники только потому, что нет расходных материалов. Или как врачи могут принимать больных без страховки -- им же работу не оплатят. Врачи же считают страховщиков жуликами и совершенно не хотят взять в толк, почему те им запрещают, например, отправлять больного к двум специалистам в один день.
Низкий уровень оплаты труда приводит к тому, что медики не стесняются «брать с больных». «Когда вы туда приходите, приходится отдать последнее», -- так Михаил Зурабов охарактеризовал нынешние российские медучреждения. И подчеркнул, что об этом знает даже президент России. По мнению министра, врачам нужно научиться брать деньги совсем у других людей, у тех же страховщиков. «Вы же даже счета выставлять не умеете!» -- возмущался глава Минздравсоцразвития. Представители региональной медицины только тупили взор.
Сам же г-н Зурабов готовится выставить очередные счета бюджету. На сегодня финансирование отрасли составляет 3,2% от ВВП России, но этого явно недостаточно. Михаил Зурабов не исключил, что «в определенной части» потребность в средствах можно будет удовлетворить за счет новых вливаний из казны. Правда, медицина все равно может рассчитывать только на частичное удовлетворение своих нужд. Сегодня удержать сферу здравоохранения на уровне, близком к самоокупаемости, можно было бы, если бы минимальный размер оплаты труда составлял 4500--5000 руб в месяц. А налоги собирали бы со всех трудовых мигрантов и самозанятых граждан. Министр верит, что эта сказка станет явью, как только медицина будет полностью страховой. Лечить незастрахованного работника работодатель будет за свои деньги, а значит, в разы дороже.
«Мы финансируем оказание медицинской помощи, как в Перу, а обещаем, как во Франции», -- оценил г-н Зурабов материальное положение вверенной ему отрасли. На практике это выглядит так: операция по трансплантации стоит 1,5 млн руб., а выделяют 700 тыс. «Это очень удобная для финансиста модель: деньги отдал, обязательства выполнил», -- считает г-н Зурабов. Зато пациенту приходится часто выбирать между продажей квартиры и операцией. То есть наблюдается самостийное утверждение практики софинансирования в медицине. «Такая модель есть в мире. Но нигде в таких диких формах», -- посетовал глава Минздравсоцразвития. И предложил сделать эту практику легальной, раз уж избежать ее сейчас никак нельзя.
Введение рыночных механизмов планируется и в других сферах. Будут построены современные медицинские центры, настоящие «заводы», как говорят в Минздравсоцразвития. Там будет прекрасное дорогое оборудование, но залеживаться никому не дадут -- пять--семь дней на койке и уступи место другому. С засильем «лиц пожилого возраста» в больницах чиновники собираются бороться. Министр не исключил, что можно было бы брать по 10% от счета за лечение с тех, кто злоупотребляет стационарами. Вообще же в планах Минздравсоцразвития разделить всех потенциальных пациентов на группы по состоянию здоровья и ввести дифференцированную оплату обязательного медицинского страхования.
Со своей стороны медики обещают максимально формализовать труд. Все медицинские услуги будут стандартизированы. В том числе планируется привести к общим стандартам оснащенность медучреждений и подбор персонала. Любое нарушение стандартов будет поводом к судебному разбирательству, которых в России со временем будет не меньше, чем в США. «Это будущее ... недалекое», -- угрожающе заключил Михаил Зурабов. На все эти изменения г-н Зурабов отводит своей отрасли всего несколько лет. «Через два-три года можно запускать сбалансированную систему, которая сможет работать без нас», -- подчеркнул глава Минздравсоцразвития.