Организации, занимающиеся усыновлением сирот за рубеж, отныне должны будут фактически два раза получать разрешение на работу в России. Сначала им придется на общих основаниях регистрироваться вместе с остальными
некоммерческими организациями в Минюсте согласно новому закону об НКО, а затем получать дополнительное разрешение на работу в Министерстве образования и науки. Двойной контроль введен в ноябре правительственным постановлением, и особенности его применения вчера разъясняла журналистам новый руководитель департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки Алина Левитская.
Сейчас, по ее словам, в России легально функционирует лишь 20 представительств иностранных организаций-посредников: они получили и реестровый номер в Минюсте, и разрешение в Минобрнауки. Правда, в ближайшее время их список пополнится -- в министерстве разработан график подачи документов для тех представительств, у которых истекает срок выданных ранее разрешений. Всего же до вступления в силу нового законодательства об НКО в нашей стране работало 73 аккредитованных представительства.
В список документов, которые необходимо представлять в Минобрнауки, теперь включены и дополнительные сведения, например такие щекотливые, как информация о стоимости посреднических услуг агентства. Расширяется и перечень обязанностей для получивших разрешение. В частности, отчеты о положении усыновленного ребенка в новой зарубежной семье эти организации должны представлять в Россию по графику: в обязательном порядке дважды в первый год и по одному разу во второй и третий год. Правда, российские власти могут потребовать от агентств представлять такие отчеты и каждый год до достижения приемным ребенком 18-летия. Причем даже прекращение действия выданной Минобрнауки аккредитации, по словам г-жи Левитской, не снимает с агентства обязательства следить за тем, как приемные родители обращаются с усыновленными с их помощью детьми, и отправлять отчеты об этом в Россию.
Что же касается так называемых «независимых усыновителей» -- адвокатских контор и прочих незарегистрированных Минобрнауки посредников, которые сейчас продолжают работать совершенно законно, -- то позиция министерства по отношению к ним однозначно негативная, поскольку чиновники считают «их деятельность очень опасной». «На начало 2006 года общее количество задолженностей по отчетам со стороны независимых усыновителей достигло 1700, тогда как со стороны аккредитованных агентств, с помощью которых усыновляется 80% детей, -- всего 60, да и то по уважительным причинам», -- сказала директор департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей. По словам Алины Левитской, уже подготовлены поправки в российское законодательство, однозначно запрещающие независимое усыновление. После того как законопроект будет принят, усыновить ребенка из России напрямую, минуя агентство, смогут лишь иностранцы -- родственники ребенка или же граждане России, постоянно проживающие за границей.
Примечательно, что
меры, ужесточающие иностранное усыновление, неуклонно сокращают число детей, нашедших новую семью за границей. Если в 2004 году таких было 9400, то в 2005-м -- 6900. При этом количество усыновленных внутри страны, несмотря на усилия властей и личный пример высокопоставленных чиновников, увеличивается гораздо медленнее: 7300 детей в 2004 году и 7500 в 2005 году. Организации, занимающиеся усыновлением сирот за рубеж, отныне должны будут фактически два раза получать разрешение на работу в России. Сначала им придется на общих основаниях регистрироваться вместе с остальными
некоммерческими организациями в Минюсте согласно новому закону об НКО, а затем получать дополнительное разрешение на работу в Министерстве образования и науки. Двойной контроль введен в ноябре правительственным постановлением, и особенности его применения вчера разъясняла журналистам новый руководитель департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки Алина Левитская.
Сейчас, по ее словам, в России легально функционирует лишь 20 представительств иностранных организаций-посредников: они получили и реестровый номер в Минюсте, и разрешение в Минобрнауки. Правда, в ближайшее время их список пополнится -- в министерстве разработан график подачи документов для тех представительств, у которых истекает срок выданных ранее разрешений. Всего же до вступления в силу нового законодательства об НКО в нашей стране работало 73 аккредитованных представительства.
В список документов, которые необходимо представлять в Минобрнауки, теперь включены и дополнительные сведения, например такие щекотливые, как информация о стоимости посреднических услуг агентства. Расширяется и перечень обязанностей для получивших разрешение. В частности, отчеты о положении усыновленного ребенка в новой зарубежной семье эти организации должны представлять в Россию по графику: в обязательном порядке дважды в первый год и по одному разу во второй и третий год. Правда, российские власти могут потребовать от агентств представлять такие отчеты и каждый год до достижения приемным ребенком 18-летия. Причем даже прекращение действия выданной Минобрнауки аккредитации, по словам г-жи Левитской, не снимает с агентства обязательства следить за тем, как приемные родители обращаются с усыновленными с их помощью детьми, и отправлять отчеты об этом в Россию.
Что же касается так называемых «независимых усыновителей» -- адвокатских контор и прочих незарегистрированных Минобрнауки посредников, которые сейчас продолжают работать совершенно законно, -- то позиция министерства по отношению к ним однозначно негативная, поскольку чиновники считают «их деятельность очень опасной». «На начало 2006 года общее количество задолженностей по отчетам со стороны независимых усыновителей достигло 1700, тогда как со стороны аккредитованных агентств, с помощью которых усыновляется 80% детей, -- всего 60, да и то по уважительным причинам», -- сказала директор департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей. По словам Алины Левитской, уже подготовлены поправки в российское законодательство, однозначно запрещающие независимое усыновление. После того как законопроект будет принят, усыновить ребенка из России напрямую, минуя агентство, смогут лишь иностранцы -- родственники ребенка или же граждане России, постоянно проживающие за границей.
Примечательно, что
меры, ужесточающие иностранное усыновление, неуклонно сокращают число детей, нашедших новую семью за границей. Если в 2004 году таких было 9400, то в 2005-м -- 6900. При этом количество усыновленных внутри страны, несмотря на усилия властей и личный пример высокопоставленных чиновников, увеличивается гораздо медленнее: 7300 детей в 2004 году и 7500 в 2005 году.