Здания представительства Калининградской области в Вильнюсе проданы за долги по кредиту Дрезднер-банка. В начале недели об этом сообщило агентство Интерфакс, ссылаясь на судебного исполнителя Гинтараса Маткявичюса. «Представительство продано покупателю, рекомендованному кредитодателем», -- приводит агентство слова литовского чиновника, отказавшегося при этом назвать покупателя и сумму, заплаченную за представительство самого западного региона России. По Калининградской области сразу поползли слухи, что таинственным покупателем выступили... сами региональные власти. На поверку это оказалось не совсем так, но сделка выгодна и калининградским властям.
Напомним, почему собственность Калининградской области пошла с молотка. В 1998 году администрация калининградского губернатора
Леонида Горбенко взяла у Дрезднер-банка кредит в размере 10 млн долл. сроком на пять лет. Эти средства потратили на модернизацию птицефабрики «Балтптицепром». Птицефабрику потом несколько раз банкротили, переименовывали. С кредитными деньгами, короче, нахимичили -- экс-губернатора Горбенко даже судили, но потом оправдали. А депутаты местной Думы, проведя собственное парламентское расследование, признали расходование кредита «талантливой аферой».
По истечении срока кредитования в феврале 2003 года администрация Калининградской области вернуть деньги отказалась. Тогда германский банк передал истребование кредитной задолженности кипрской компании Duke Investment Limited, которая обратилась в международный арбитраж в Лондоне. Арбитраж вынес решение о взыскании с Калининградской области задолженности в размере 20,2 млн долл., включая 9,6 млн в виде процентов. Согласно решению этого суда каждый день задержки возврата долга обходится должнику в 19,75% годовых. За год общий размер задолженности может возрасти примерно на 4 млн долл. Добиваясь погашения долга, кредиторы (на территории России лондонское решение не признали) инициировали процедуру ареста недвижимости за рубежом - зданий представительства Калининградской области в Литве с последующей продажей.
Два небольших здания на улице Рудянс в Вильнюсе региональные власти купили еще в 1995 году примерно за 250 тыс. долл. И так просто отказываться от них не собираются до сих пор. Информация о продаже представительства в Калининградской области наделала много шуму. Сначала она была воспринята как позор -- вот, мол, дожили, региональное имущество уже за долги продают, как с таким имиджем инвестиции привлекать. Потом в местной прессе появились версии, что «налево» представительство все-таки не ушло, честь мундира более-менее спасена, и руку к этому, дескать, приложила команда губернатора Георгия Бооса.
Как выяснилось позже, в процедуре купли-продажи представительства участвовал вице-премьер Калининградской области Юрий Шалимов, который заявил местным СМИ, что здания проданы по минимальной цене. «Литовская фирма, мы ее знаем, выкупила их по минимальной цене. После этой покупки для нас ничего не меняется», -- сказал г-н Шалимов, подчеркнув, что представительство работает в прежнем режиме и выселять его никто не будет. В самом представительстве Калининградской области «Времени новостей» эту информацию подтвердили, подчеркнув при этом, что «такому повороту событий очень рады и теперь с новыми силами можно заняться организацией дней самого западного российского региона в Литве, которые намечены на грядущую весну».
Если калининградское правительство действительно сумело выкупить здания, используя дружественную компанию, то тогда на территории Литвы вопрос с попытками ареста за долги региональной собственности по идее закрыт. Факт продажи состоялся, и все стороны он, видимо, устроил.
Остался единственный негативный момент -- решение Лондонского арбитража, позволяющее кредиторам и дальше пытаться «отжать» калининградское имущество на другой территории. Но здесь местные власти решили подобное «лечить» подобным. Как заявил г-н Шалимов, в решении Лондонского арбитража есть нарушения. И в Парижский международный арбитражный суд при промышленной палате уже подан иск, в котором областное правительство просит признать решение Лондонского арбитража недействительным. Если так пойдет и дальше, Калининградской области удастся со временем снять с региона клеймо «черной экономической дыры».