Генпрокурор Юрий Чайка
продолжает работу по "отладке" своего ведомства и исправлению «ошибок» предшественника Владимира Устинова, начатую еще летом, после вступления в должность. Вчера было объявлено, что он подписал приказ о создании научно-консультативного совета при Генпрокуратуре. Кроме того, как стало известно «Времени новостей», руководство ведомства приняло принципиальное решение о
возрождении органов транспортной прокуратуры в том виде, в котором они существовали до 2001 года.
Система транспортных прокуратур -- всего их было 17 -- сложилась еще в советские времена. Они существовали в ранге прокуратур субъектов федерации, подчинялись Генпрокуратуре, но построены были по другому принципу -- не территориальному, а по транспортно-узловому. В их сферу входили надзор за исполнением законов, а также борьба с преступностью на объектах железнодорожного, речного и воздушного транспорта и соответствующих предприятиях, в учреждениях и контролирующих органах. Кроме того, вес системе транспортных прокуратур придавало то обстоятельство, что именно она обслуживала еще и таможню.
Но вскоре после прихода прежнего генпрокурора Устинова
в рамках очередной реформы эти подразделения были упразднены как «ненужные и неэффективные». Сделано это было, как тогда объявили, чтобы «оптимизировать системы органов прокуратур». В результате региональные транспортные прокуратуры, каждая из которых обслуживала транспортные объекты (железные дороги, аэропорты, речные пути сообщения и порты и т.д.) на территории целого ряда областей, были вообще ликвидированы. А их низовые подразделения -- конкретных транспортных участков, переподчинены местным территориальным прокуратурам. Однако это, как теперь выясняется, вызвало «перегрузку» территориальных прокуратур, и без того страдающих от нехватки профессиональных кадров. Кроме того, ослабла связь прокуратуры с транспортной милицией, которая по-прежнему организована по транспортно-узловому принципу.
Как рассказал источник в Генпрокуратуре, пока решено возродить только одну транспортную прокуратуру -- Межрегиональную московскую, которая будет обслуживать Москву, Московскую область и еще 15 центральных регионов. Именно из-за отсутствия опытных следователей и малочисленного состава транспортных прокуратур, действующих сейчас при областных, по словам нашего источника, расследование уголовных дел проходит не всегда эффективно. «В последнее время очень много преступлений совершается на транспорте, особенно в поездах дальнего следования и электричках, много аварий на воздушном и водном транспорте, -- сказал источник газеты. -- Кроме того, из-за нехватки кадров следователи или прокуроры не всегда вовремя могут выехать на место происшествия. Представлять сторону обвинения приходится прокурору вышестоящей инстанции -- областной прокуратуры, который не владеет транспортной тематикой. А потом в суде вскрываются различные недостатки».
Уже до конца февраля 2007 года, по данным источника "Времени новостей", будет подписан приказ о назначении руководящего состава транспортной прокуратуры. Затем для работы в центральном аппарате, по данным источника, из всех управлений столичной прокуратуры будут набираться руководители подразделений и следователи. Предполагается, что это значительно облегчит работу городской и областных прокуратур, у которых и без ЧП на транспорте полно работы.
Работу Межрегиональной московской транспортной прокуратуры, по предварительным данным, будет курировать заместитель генпрокурора Сабир Кехлеров, который в свое время отвечал за транспортную прокуратуру. Где разместится новое подразделение прокуратуры, пока непонятно, это должно быть окончательно решено до конца января.