Изменение списка ДЛО сделало невозможным перевод пациентов на амбулаторное лечение
Исключение из списка льготных лекарств дорогостоящих психотропных препаратов лишает отечественную психиатрию всякой надежды на избавление от своей карательной сущности. Которая в полной мере сохраняется в этом секторе медицины с советских времен, с той лишь разницей, что политические мотивы отошли на второй план, а люди в психиатрических клиниках умирают от нехватки медикаментов и недостаточного питания. О том, что при нынешнем уровне финансирования (400 руб. в день на одного больного, из них лишь порядка 10 руб. на питание) лучше всего было бы провести для пациентов своеобразную «амнистию», сократив число граждан, находящихся в стационарах, говорят давно. И, по словам директора Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского Татьяны Дмитриевой, от 20 до 50% пациентов могли бы лечиться дома при наличии современных лекарств.
Надо сказать, что
появление программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО)
впервые за многие десятилетия приблизило российскую психиатрию к этому сценарию хотя бы теоретически. Ведь в списки ДЛО попали современные и очень дорогие лекарственные средства, которые никогда раньше не были доступны массовому пациенту. Так, в 2005 году на антидепрессанты из бюджета было потрачено более 5 млн долл., а только за первые девять месяцев 2006 года -- 5,5 млн. Похожая картина и по транквилизаторам: 2005 год -- 1 млн 800 тыс. долл., первые девять месяцев 2006 года -- 2 млн. По данным ЦМИ «Фармэксперт», по программе на все психотропные препараты за 2005 год было израсходовано 31,5 млн долл., а в 2006 году уже 69 млн (2,5% всего бюджета ДЛО). «При этом если считать в упаковках, то закупки уменьшились, -- прокомментировал эти цифры «Времени новостей» аналитик «Фармэксперта» Давид Мелик-Гусейнов. -- Это значит, что закупать стали более дорогие, более эффективные препараты».
Конечно, если всерьез говорить о возможности роспуска больных по домам, то на организацию «домашних стационаров», как это называют чиновники, ушло бы от пяти до десяти лет. «Для начала потребовалось бы принять закон о финансировании здравоохранения не в расчете на койкоместа, как сейчас, а в зависимости от количества пролеченных больных», -- уточнила свою позицию по этому вопросу Татьяна Дмитриева в беседе с корреспондентом «Времени новостей». А вот значительно уменьшить срок пребывания в стационарах, составляющий сейчас в среднем два--четыре месяца, с появлением новых лекарств было вполне возможно. Точнее, это было возможно до 1 ноября, даты, когда практически все новые лекарства из списка ДЛО были исключены волевым решением «Росздравнадзора».
Напомним, что уже летом было понятно -- весь бюджет растрачен, и программа просто не в состоянии «свести концы с концами». За несколько месяцев список «облегчали» пять раз и добрались до психиатрических препаратов. «Список сократился не только по торговым наименованиям, но и по действующим веществам», -- сообщил «Времени новостей» генеральный директор маркетинговой компании DSMGroup Александр Кузин. А это, по его мнению, особенно прискорбно как раз для психиатрии: «Многие пациенты совершенно по-разному реагируют даже на разные торговые наименования, в состав которых входит одно действующее вещество».
С просьбой вернуть психотропные препараты в программу Татьяна Дмитриева уже побывала на приеме у министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова, но положительного ответа не получила. Министр попросил г-жу Дмитриеву потерпеть до следующего года. А вместе с ней, видимо, и психиатрических пациентов, которые пока поживут в стационарах на дешевых уколах. Таких в стране насчитывается 1,5 млн человек. «То, что наши препараты были исключены из последней редакции списков ДЛО, нанесло огромный удар по амбулаторной психиатрии», -- отметила директор Центра социальной и судебной психиатрии.