Время новостей
     N°228, 11 декабря 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.12.2006
UTair переходит на импорт
Компания UTair -- едва ли не единственный крупный российский авиаперевозчик, который до сих пор эксплуатировал исключительно отечественные магистральные самолеты, -- приняла решение перейти на импортную авиатехнику. «2007-й будет годом выхода на наши линии среднемагистрального самолета западного производства», -- заявил в субботу гендиректор UTair Андрей Мартиросов. Он, правда, сказал, что компания еще не выбрала, чью продукцию она приобретет: европейского концерна Airbus или американского Boeing. Источник в руководстве UTair сообщил корреспонденту «Времени новостей», что окончательный выбор будет сделан до конца декабря.

UTair, зарегистрированная в Ханты-Мансийске, в 2005 году перевезла 1,83 млн пассажиров и заняла по этому показателю восьмое место среди российских авиакомпаний. Помимо регулярных и чартерных пассажирских перевозок UTair активно оказывает транспортные и иные услуги с использованием вертолетов, в том числе за пределами России. Ее самолетный и вертолетный парк сформирован в основном из воздушных судов советского и российского производства. Из 77 самолетов UTair только два иностранные -- это 50-местные турбовинтовые ATR-42 для региональных маршрутов. Остальной парк представлен моделями Ту-154, Ту-134, Ан-24 и Як-40. Примерно из 170 принадлежащих компании вертолетов иностранный только один.

В то же время крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот» основную часть перевозок выполняет на Boeing и Airbus. «Аэрофлот» на днях объявил о намерении с 2009 года полностью отказаться от эксплуатации последней российской модели -- Ту-154М, которая пока занимает заметное место в его парке.

Остальные фирмы из верхней части списка российских авиаперевозчиков -- «Россия», S7, «Красэйр» -- эксплуатируют западные машины параллельно с отечественными.

Как заявил г-н Мартиросов в субботу, внутреннее российское производство магистральных самолетов не способно обеспечить потребности его компании: «На 40% в год растет пассажиропоток UTair. Столько российских самолетов нет на рынке». Отечественная же техника предыдущего поколения, на которой пока и работает UTair, по оценке г-на Мартиросова, «создавалась исходя из философии дешевизны топливных и человеческих ресурсов». В нынешних экономических условиях эта техника уже нерентабельна.

Г-н Мартиросов напомнил, что освоение западных самолетов его фирма начала с машин регионального класса. К двум имеющимся у UTair лайнерам ATR-42 уже в этом месяце прибавится еще пара таких же, а в следующем -- еще три. Эти самолеты были приобретены компанией по результатам тендера, проведенного в 2003--2005 годах. В нем наряду с прочими претендентами участвовал российско-украинский самолет Ан-140. Однако руководство UTair предпочло более «проверенную» с его точки зрения французскую машину.

Среднемагистральный класс самолетов в парке UTair представлен только Ту-154М. На них компания выполняет регулярные рейсы из Ханты-Мансийска, Сургута, Тюмени и других городов Тюменской области в Москву, Санкт-Петербург, Калининград, Сочи, города Поволжья, Сибири и Украины. Этой осенью компания запустила свой первый регулярный рейс в дальнее зарубежье: из Тюмени в Мюнхен. На этих направлениях UTair намерена постепенно заменить «тушки» либо американскими Boeing-737, либо европейскими машинами семейства A320.

Михаил КУКУШКИН