Вице-премьер, министр обороны РФ Сергей Иванов вчера готовил почву
для визита Владимира Путина на Украину, который должен состояться в рамках заседания межгосударственной комиссии Ющенко--Путин 22 декабря. В Киеве г-н Иванов встретился с первыми лицами Украины -- премьером, президентом и министром обороны, он также принял участие в заседании подкомитета по безопасности президентской межгосударственной комиссии. Главы двух государств
основали эту комиссию в 2005 году для реализации наиболее перспективных направлений двустороннего сотрудничества, а также улучшения взаимодействия двух стран.
Виктор Ющенко заявил Сергею Иванову, что встреча президентов двух стран «позволит укрепить сотрудничество в разных сферах», а также подписать договор о взаимодействии по безопасности и обороне. Президент Украины также уверен, что две страны подпишут программу стратегического сотрудничества на 2007--2008 годы, куда войдут все вопросы, разработанные в рамках комиссии Ющенко--Путин.
Киевский визит Сергея Иванова не обошелся без обсуждения болезненной
темы НАТО. Министр обороны Украины
Анатолий Гриценко заявил, что является «сторонником вступления Украины в НАТО». «Выбор вектора безопасности» является делом «украинского народа и его элиты», ответил ему министр Иванов, однако сближение с НАТО «негативно отразится на взаимодействии двух стран» в области военно-технического сотрудничества. Несмотря на разногласия, министры считают, что двустороннее сотрудничество «идет по восходящей». Вчера был подписан план взаимодействия оборонных ведомств в 2007 году, в котором идет речь о проведении совместных учений, продлении срока службы советской военной техники, утилизации боеприпасов, создании военно-научных программ и возобновлении учебных запусков ракет в Крыму.
Сергей
Иванов поставил окончательный крест на участии россиян в проекте военно-транспортного самолета Ан-70. Россия в лице правительства, МИДа и военно-промышленной комиссии де-факто и де-юре сделала «однозначный вывод по поводу нужды в этом самолете», заявил вчера российский министр. По его словам, «здесь нет абсолютно никакой политики, ведь далеко не каждый бизнес-проект заканчивается успешно». Министр напомнил, что проект Ан-70 существует уже 20 лет, а российская армия нуждается в переоснащении вооружении современными видами техники и вооружений.
Для «инвентаризации» взаимных долгов по проекту Ан-70 и выяснения его интеллектуальной стоимости вчера была создана специальная рабочая группа. Украина все же не потеряла надежды на поддержку россиянами проекта, правда, теперь уже речь идет о привлечении частного бизнеса. Министр обороны Украины Анатолий Гриценко заявил, что деньги на самолет могут дать около тысячи российских предприятий, заинтересованных в производственной кооперации. Обе страны вложили в проект 1,1 млрд долл., а для его завершения необходимо лишь 94 млн, то есть 8% от вложенной суммы. Сергей Иванов подтвердил, что отказ российского правительства финансировать проект по Ан-70 не означает, что самолет «не может использоваться коммерческими или хозяйствующими субъектами РФ».
Украинский политолог Андрей Ермолаев сказал «Времени новостей», что контакты высокопоставленных чиновников Киева и Москвы необходимо рассматривать в рамках сделанной Россией ставки на «экономическое развитие в рамках евроазиатского пространства». Как считает эксперт, российский проект строится по принципу «матрешки» -- от модели тесной интеграции с Белоруссией до варианта ЕЭП (средний уровень) и ЕврАзЭС, рассчитанного на рамки СНГ. Если Украина, которая декларирует стремление к интеграции в ЕС, не найдет свое место в рамках российской модели, то «любая двусторонняя программа в рамках обороны или энергетики будет обречена на локализацию и сворачивание, поскольку не отвечает принципам глубокой интеграции при разделении труда в регионе».
Что касается Ан-70, Андрей Ермолаев уверен, что для россиян «малопривлекательно сотрудничество с Украиной, поскольку они формируют долгосрочную программу собственного самолетостроения».