Задачу создавать
налоговые стимулы для повышения рождаемости депутаты поняли своеобразно. «Детские» налоговые вычеты они готовы перераспределить в пользу самых малоимущих родителей или по крайней мере тех, кто, получая «серую» зарплату, формально может считаться малообеспеченным. Впрочем, после всех усилий цена вопроса для каждого родителя составит всего лишь 208 руб. ежемесячно.
Поправки в Налоговый кодекс, повышающие стандартные налоговые вычеты и увязывающие их с уровнем доходов родителя, Дума намерена рассмотреть в среду во втором чтении. Однако никаких гарантий того, что законопроект будет принят, нет: мнение правительства крайне отрицательное, да и сами депутаты до сих пор не могут прийти к компромиссу на предмет того, каков должен стать новый размер вычета.
Сегодня родители могут пользоваться налоговыми льготами в мизерном объеме: 600 руб. ежемесячного налогового вычета (так называемого стандартного), автоматически «отрезаемые» от налогооблагаемой базы, благосостояния абсолютному большинству граждан ничуть не прибавляют. Эта цифра не пересматривалась с 2004 года. Но даже и столь несущественными вычетами могут полноценно пользоваться лишь самые малообеспеченные родители. Дело в том, что данный вычет действует только до того времени, пока доход родителя не превысит нарастающим итогом 40 тыс. руб. Фактически, чтобы иметь эту льготу в течение года, месячный доход родителя должен составлять не более 3300 рублей.
Как только
было обнародовано президентское пожелание фактически придать статус нацпроекта программе поддержки рождаемости, сразу же возникло
множество идей ввести налоговые послабления. Решение об освобождении от подоходного налога не существующего пока материнского капитала Госдума уже приняла. Со стандартными вычетами вышло гораздо сложнее. Сначала депутаты попытались реанимировать пролежавший почти два года в Думе законопроект о повышении вычетов с 600 до 800 рублей.
Если одновременно увеличить до 80 тыс. предельную сумму дохода, по достижении которой право на вычет теряется, нововведение позволит семьям увеличить свой ежемесячный доход в среднем на 208 руб. на каждого ребенка, как посчитали авторы законопроекта. «Для малообеспеченных и многодетных семей такая сумма может быть достаточно существенной в семейном бюджете», -- говорится в пояснительной записке к законопроекту. То, что утверждение спорное, на заседании налогового подкомитета заметили сразу. Однако до какого предела увеличивать в таком случае размер вычета, так и не решили. Ведь правительство возражает даже против столь лояльного варианта, уверяя, что это повлечет за собой непредсказуемые расходы бюджета.
Единственное условие, на котором Минфин согласился дать добро на принятие таких поправок, это отсрочка вступления закона в силу до 2008 года. К тому времени, как можно ожидать, суммы, зафиксированные в законе, снова обесценятся.
На этом фоне появившиеся было в качестве альтернативных прочие законопроекты о многократном повышении стандартных вычетов потеряли всякие шансы на обсуждение. Но даже и тот вариант, который депутаты все же намерены провести, вводит новое условие для получения вычета, во многом сводящее на нет все усилия по налоговому стимулированию рождаемости.
Право на такой увеличенный вычет предполагается сохранить за самыми нуждающимися, только за теми плательщиками, имеющими детей, чей ежемесячный доход не превышает 10 тыс. руб., а среднедушевой доход в семье не более 5 тыс. руб. То есть как минимум нужно быть матерью-одиночкой с ребенком или вдвоем в супругом иметь зарплату каждый не более 5 тыс. руб. в месяц. По мнению авторов законопроекта, людей, чья зарплата отвечает подобным критериям среди бюджетников, -- более 60%. Правда, на вопрос о том, как в случае реализации подобных планов бороться с таким явлением, как «серые» зарплаты, которые наверняка вновь начнут расцветать буйным цветом, депутаты ответа не дают.