«Это такая профессия -- на время спектакля ты всегда здоров», -- говорила Любовь Григорьевна Полищук.
Но этот спектакль теперь закончился. Она умерла вчера рано утром у себя дома, куда недавно вернулась после бесконечной череды клиник, операций и реабилитационных центров, отказавшись от дальнейшего лечения и планов вернуться к работе. Получила инвалидность и оформила пенсию. Меньше чем через месяц ее не стало.
У нее было тяжелейшее заболевание позвоночника после нескольких перенесенных травм. Самая первая -- ее легендарный, томный и знойный насквозь ироничный танцевальный дуэт с Андреем Мироновым в захаровских «12 стульях». В кадре она не проронила ни слова, но это был блестящий дебют, подаривший ей и славу, и болезнь. Неудачное падение на
бетонный пол (кто-то забыл подложить матрас), лечение, потом на время она забыла о неприятностях.
Необыкновенно яркая, по-особому, нетривиально красивая, немного смешная, чуть-чуть трагичная женщина и умная актриса стала все чаще и чаще появляться на экране, украшая своими ролями культовые фильмы 70-х: «Дуэнья», «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Приключения принца Флоризеля», «Золотая мина», «31 июня». Про нее ходили легенды -- будто она начинала как фотомодель (на самом деле, приехав в Москву из Омска, Полищук закончила Высшие курсы эстрады и начала работать в разговорном жанре, потом поступив в Мюзик-холл). А список ролей в основном состоял из острохарактерных появлений второго плана. У нее было море обаяния и какой-то несоветский стиль -- не простушка, не комсомолка, не гладенькая красавица с пуританской обложки тогдашнего журнала.
В 80-е она стала работать в Театре миниатюр, в кино снималась немного. Второй, даже больший, чем в молодости, успех пришел к Любови Полищук в самом конце 80-х. Она снова стала сниматься, еще ярче, свободнее, разнообразнее, чем раньше. У Петра Тодоровского в «Интердевочке», в комедиях Анатолия Эйрамджана. Тогда же (с 1989 по 1996 год) Полищук работала в театре «Школа современной пьесы» Иосифа Райхельгауза. Там она наконец стала звездой, и публика осаждала показы с ее участием -- «Пришел мужчина к женщине», «А чой-то ты во фраке», «Антигона в Нью-Йорке».
В 1994-м она получила звание народной артистки РСФСР, еще у нее есть приз кинофестиваля в Сан-Франциско («Лучшая актриса», 1990, за фильм «Городские подробности») и премия театрального фестиваля «Чайка» в номинации «Самая красивая и стильная актриса» (1999).
Она почти не давала интервью, ни она, ни ее семья никогда не распространялись о болезни. Шум поднялся лишь тогда, когда, появившись в сериале «Моя прекрасная няня», она вскоре из него исчезла.
Всю жизнь ее преследовали травмы -- после той первой было еще падение на сцене во время какого-то акробатического трюка и тяжелая автомобильная авария. Она не выходила на сцену лишь два раза в жизни, в бессознательном состоянии. А через боль -- играла, и так блистательно, что никто не мог ни о чем догадаться. Полищук была очень сильной. До поры до времени.