Время новостей
     N°221, 30 ноября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.11.2006
Бабки надвое сказали
Сведения о катастрофической нехватке средств в региональных бюджетах сильно преувеличены
С улучшением финансово-экономической ситуации в России, выстраиванием новой системы межбюджетных отношений и общим ужесточением вертикали власти, похоже, жалобы региональных чиновников на то, что федеральный центр обдирает территории как липку, забирает львиную долю налогов, передавая одновременно на уровень субъектов новые расходные полномочия, становятся все тише. Сегодня на региональном уровне все больше приходит понимание того, что надо создавать собственную надежную доходную базу, развивая бизнес и эффективно управляя имеющимися финансовыми ресурсами. (Да и федеральный центр регионы не оставляет, увеличивая из года в год объемы финансовой поддержки.)

Кое-что получается. «Общая тенденция такова: ситуация в регионах улучшается», -- сказал "Времени новостей" руководитель направления межбюджетных отношений Центра фискальной политики Александр Дерюгин. В связи с ростом зарплат бюджетников и в целом в экономике увеличиваются поступления от подоходного налога (он полностью идет в региональные бюджеты). Также растут доходы от налога на прибыль (субъектам федерации причитается его большая часть). Консолидированный объем доходов регионов и муниципальных образований в первом полугодии на 24% выше в номинальном выражении по сравнению с тем же периодом 2005 года.

По данным Министерства финансов, за этот период профицит региональных бюджетов с учетом капитальных расходов составил в среднем 15% и всего 18 из 87 регионов имели незначительный дефицит после осуществления капитальных расходов. Высокие показатели продемонстрировали и муниципальные образования. Профицит с учетом капитальных расходов составил в среднем 6% для городов, 7% для районов и 13% для поселений, созданных в 2006 году. Как недавно говорил заместитель министра финансов Антон Силуанов, доходы местных бюджетов в этом году возрастут более чем на 18%, достигнув 1,41 трлн руб. Собственные доходы местных бюджетов (без поддержки бюджетов других уровней) увеличатся на 6,9% -- до 879 млрд рублей.

Однако, несмотря на рост благосостояния регионов, увеличение поддержки федерального центра, власти субъектов федерации, руководители муниципальных образований пока не в состоянии профинансировать собственные нужды, что называется, по полной программе. В ЖКХ, например, нужно сделать столько, что вся доходная база местного бюджета порой кажется копеечной. Однако способ неплохо пополнить доходную часть бюджетов есть. Эксперты считают, что регионы в сегодняшней благоприятной ситуации могли бы шире использовать такой ресурс, как заемные средства.

Нельзя сказать, что они забыты напрочь. Общий объем размещенных регионами и муниципальными образованиями облигаций в национальной валюте увеличился с начала осени прошлого года на этот же период нынешнего с 144 млрд руб. до 185 млрд руб. При этом количество активных эмитентов выросло с 39 до 47. Однако, по оценке рейтингового агентства Standart&Poor's, нынешний уровень долга для большинства российских регионов и муниципальных образований менее 10--20% от объема доходов, что «значительно ниже их возможностей как заемщиков». Для сравнения: многие аналогичные бюджеты стран Центральной и Восточной Европы имеют 50-процентный уровень долга по отношению к доходам.

Заемная скромность регионов объясняется, в частности, неудачным опытом некоторых из них в 90-е годы прошлого века. Тогда деньги брали в долг, не особо думая о последствиях. Никто не мог предположить, что случится дефолт, который поставит многие регионы в некрасивое положение по отношению к кредиторам. Серьезные проблемы с долгами, причем не только по причине дефолта, имели место, например, в Калининградской, Нижегородской и Новгородской области, в Карелии.

Однако не только «заемная» память является причиной осторожности региональных и местных властей. Как объясняет Александр Дерюгин, не хватает специалистов, которые могли бы сформировать бизнес-план с обоснованием необходимости привлечения кредита, последующих доходов и, соответственно, прописать, из каких источников кредит будет погашаться. Равно как и в банках, по словам эксперта, мало специалистов, которые могут правильно оценить кредитоспособность региона или муниципалитета.

Правительство постоянно призывает регионы активнее пользоваться различными финансовыми инструментами для улучшения социально-экономического положения в регионах. Его не смущает даже бюджетный дефицит на региональном и местном уровне. Неделю назад на заседании правительства глава Минфина Алексей Кудрин заявил, что считает приемлемым поддержание временного дефицита региональных бюджетов. «Это означает, что субъект перераспределяет доходы на инвестиции, модернизацию коммунального хозяйства и другие цели. Таким образом создается инвестиционный потенциал и снижаются издержки в будущем», -- сказал он. При этом министр напомнил, что согласно Бюджетному кодексу дефицит региональных бюджетов не должен превышать 15% доходной части. Такой уровень дефицита, по его убеждению, является вполне приемлемым.

Более того, не так давно в правительстве обсуждалась возможность отмены 15-процентной нормы бюджетного дефицита для того, чтобы в рамках реализации национального проекта «Доступное жилье» регионы активнее привлекали средства на создание инфраструктуры на участках, предназначенных под жилищное строительство. Впрочем, вряд ли власти пойдут на отмену этой нормы -- в том числе потому, что у регионов и муниципальных образований есть большие скрытые резервы.

«Сегодня регионы не проводят активную политику по увеличению финансового потенциала», -- говорит г-н Дерюгин. Видимо, для того, чтобы побудить региональные власти стать активнее, в Минфине решили материально поощрять регионы за качество управления финансами. (Первым это предложил полномочный представитель президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак, заявивший на одном из совещаний, что нужно рейтинговать регионы на предмет экономических темпов развития и соответственно увеличивать в федеральном бюджете сумму их поощрения.) В бюджете на 2007 год на эти цели предусмотрено около 2 млрд рублей.

Впрочем, вряд ли такая поддержка приведет к существенному выравниванию благосостояния регионов, даже в перспективе. Сегодня разрыв между самыми бедными и самыми богатыми регионами России примерно десятикратный. При этом только сами региональные начальники могут реально повлиять на его уменьшение. Федеральный центр в силу экономических причин никогда не пойдет на стопроцентное выравнивание бюджетной обеспеченности. У богатых регионов это отобьет желание зарабатывать, поскольку все заработанное все равно отберут, а бедным не привьешь соответствующее желание, так как все равно дадут то, чего не хватает. (Согласно принятой норме бюджетная обеспеченность бедных территорий должна находиться на уровне не ниже 60% от общероссийского уровня, который, понятно, куда ниже, чем уровень богатых регионов, например Москвы.)

Тем более что у центра, как поясняет г-н Дерюгин, нет механизмов изъятия сверхдоходов у богатых субъектов федерации. Видимо, поэтому на прошлом заседании правительства г-н Кудрин благодарил Тюменскую область за безвозмездное перечисление в федеральный бюджет 25 млрд руб., полученных за счет допдоходов, включая штрафные санкции нефтяной компании ТНК-BP.

Как уверены в Standart&Poor's, ситуация с региональными и муниципальными финансами в целом будет улучшаться, а их кредитоспособность расти. Однако этот процесс, считают в агентстве, будет напрямую связан с дальнейшим усовершенствованием и стабилизацией системы межбюджетных отношений. «Уровень риска, связанного с непредсказуемостью изменений в финансовых отношениях на местном уровне, все еще очень высок», -- указывают аналитики рейтингового агентства.

Михаил ВОРОБЬЕВ