Время новостей
     N°220, 29 ноября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.11.2006
Неисполнительная власть
Ставропольский губернатор хочет лично отвечать за все водопроводы края
Губернатор Ставропольского края Александр Черногоров, как принято выражаться, -- опытный аппаратчик. От «штурвального совхоза» (эта должность значится в его официальной биографии) он дослужился до губернатора Ставропольского края и законным образом не отдает свое место никому уже десять лет. А в 2002 году имя губернатора как политика новой формации было занесено в кембриджский сборник «Кто есть кто». Политиком «новой формации» англичане назвали г-на Черногорова до того, как он в сердцах предложил дать губернаторам право назначать мэров городов.

По мнению ставропольского губернатора, отсутствие вертикали власти вплоть до района и города мешает работать главе региона. «Эта вертикаль заканчивается на должности губернатора, а муниципальная власть неподвластна ни губернатору, ни прокурору», -- пожаловался на пресс-конференции в Москве г-н Черногоров. «Я сторонник того, чтобы вертикаль власти доходила до района и города. Тогда эта власть будет полностью ответственна перед народом».

В те времена, когда губернаторы избирались, федеральный центр в особо сложных случаях воздействовал на них именно по такой схеме -- сначала проблему переговорным путем пытался решить президент или его администрация, а потом, в случае фиаско, за дело принимался прокурор. Привыкнув к такому порядку, губернатор не боится нарушить Конституцию. Ведь и саму книжечку Основного закона назначаемые губернаторы обычно видят лишь во время очередной инаугурации. А в Конституции довольно прозрачно описано устройство российского государства и органов государственной власти, в систему которой не входит местное самоуправление. Следовательно, мэры городов уж как-нибудь должны справляться со своими обязанностями и ответственностью перед выбравшими их жителями города без помощи губернатора.

Ответственность перед народом, по г-ну Черногорову, у мэров возникает только в случае их прямого подчинения главе региона. Правда, при нынешнем порядке избрания губернатора возникают большие сомнения в ответственности перед народом самого руководителя региона -- в отсутствие прямых выборов и зависимости губернатора исключительно от «доверия» президента, а не народа. Недавно вступивший в "Единую Россию" г-н Черногоров уже нашел поддержку своим стремлениям в рядах единороссов -- именно они многократно пытались установить контроль за мэрами хотя бы столичных городов.

Ставропольский край стал одним из двух субъектов, решившихся на эксперимент с местным самоуправлением (второй стала Новосибирская область). В то время как реализацию закона во всей стране перенесли на три года, на Ставрополье смело приняли 131-й закон. С тех пор губернатор никак не может договориться с муниципальной властью. По его словам, в администрации края действует телефонная «горячая линия»: «Каждое утро я смотрю сводку обращений жителей края: 80--90% всех жалоб приходится на действия или бездействие «муниципалов». Глава региона готов лично решать местные проблемы.

Кстати, такой опыт у г-на Черногорова уже есть. 25 сентября 2005 года в прямом телеэфире с президентом России пенсионерка Людмила Караченцова пожаловалась главе государства на то, что жителям хутора Дегтяревский и близлежащих населенных пунктов Кочубеевского района Ставропольского края приходится ходить за водой за 200--300 м, хотя, по ее данным, деньги на строительство водопровода были выделены. У президента тогда не возникло вопросов к муниципальной власти. Зато он пообещал, что не направит документы на действующего губернатора края Черногорова для утверждения его на этом посту до тех пор, пока тот не исправит ситуацию со снабжением водой этого селения. Всю следующую неделю исполнительная власть Ставропольского края лихорадочно пыталась обещанное президентом чудо реализовать -- страх быть непереназначенным из-за пенсионерки добавил губернатору Черногорову и сил, и средств.

Видимо, теперь губернатор хочет сам отвечать за все водопроводы края...

Дарья ГУСЕВА