|
|
N°218, 27 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Надо сделать СНГ более эффективным»
Завтра в Минске начинает работу саммит СНГ. О политике России в отношении Содружества «Времени новостей» и информационному агентству ИНТЕРФАКС рассказал первый заместитель министра иностранных дел России Андрей ДЕНИСОВ.
-- Жизнеспособно ли Содружество в нынешнем виде?
-- Путь к сохранению Содружества один -- его деятельность должна отвечать интересам государств-участников. В адрес СНГ раздается немало критических замечаний. Показательно, однако, что до сих пор ни один из наших партнеров официально так и не заявил, что СНГ ему не нужно. Это не случайно. Благодаря СНГ наши народы сохраняют связи в самых различных сферах. В рамках Содружества создана уникальная инфраструктура взаимодействия, которая учитывает разнообразие интересов. Так, большое значение имеет деятельность органов отраслевого сотрудничества -- сейчас их около 70.
Содружество доказало свою жизнеспособность. Главное теперь в том, чтобы приспособить его к новым реалиям, сделать более эффективным, в большей степени отвечающим интересам всех участников. Вопрос реформирования СНГ будет центральным на предстоящем 28 ноября заседании Совета глав государств Содружества. Мы исходим из необходимости обеспечить адекватный баланс между модернизацией Содружества и сохранением наработанного позитивного потенциала.
-- США и другие западные страны через НАТО и Евросоюз стремятся вовлечь ряд государств СНГ в свою зону влияния. Намерена ли Россия отстаивать это пространство как сферу своих стратегических интересов?
-- Очевидно, что никто не вправе претендовать на монопольное влияние ни на постсоветском пространстве, ни в любом другом регионе мира. Это противоречило бы логике исторического процесса, делающего мир все более взаимозависимым. Россия с уважением относится к законным интересам любых государств на пространстве СНГ. Мы отнюдь не рассматриваем его как свою вотчину. Обвинения России в «имперских амбициях» лишены оснований. Не считаю, что мы обречены здесь на противоборство с Западом. У нас есть общие интересы -- это укрепление безопасности и стабильности, состыковка интеграционных процессов.
Мы спокойно относимся и к конкуренции. Главное, чтобы она предполагала реальную готовность к учету интересов друг друга. То, что пространство СНГ -- приоритет нашей внешней политики, что здесь сосредоточены жизненно важные для нас интересы, не требует доказательств. Поступаться этими интересами мы не можем.
-- Насколько обострение российско-грузинских отношений сказывается на атмосфере внутри организации?
-- Я бы не стал увязывать ситуацию в СНГ с проблемами в российско-грузинских отношениях. Содружество работает по своей насыщенной повестке дня. Большая часть вопросов не завязана на политическую конъюнктуру. Не скрою, грузинские представители на тех или иных встречах пытаются заострить внимание на наших двусторонних проблемах. Однако конструктивный и прагматичный настрой России и большинства наших партнеров по СНГ помогает избегать ненужного нагнетания атмосферы в Содружестве.
-- Россия несет основное бремя миротворческой деятельности на пространстве СНГ. Между тем страны, на территории которых имеются замороженные конфликты, острие критики обращают именно против России...
-- Деятельность наших миротворцев помогла в свое время остановить кровопролитие в горячих точках, а впоследствии не допустить его возобновления. Это важная и благородная миссия, и мы будем ее выполнять, пока она останется востребованной. Мы, разумеется, не заинтересованы в том, чтобы замороженные конфликты у наших границ вновь оказались «размороженными». Мы видим свою задачу в том, чтобы помочь сторонам конфликтов -- а они несут главную ответственность за урегулирование -- найти долгосрочное решение проблем.
-- Является ли курс на перевод сотрудничества России с другими странами СНГ на рыночную основу, в том числе в сфере энергетики, окончательным?
-- Мы стремимся к созданию на пространстве СНГ такой экономической системы, которая обеспечивала бы эффективное развитие каждого из участников. Она должна строиться на понятных и прозрачных принципах. Важным шагом здесь мы считаем последовательный перевод наших торгово-экономических связей со странами СНГ на рыночную основу. Речь идет о реализации базовых принципов, по которым живет мировое сообщество. На этой основе и возможна подлинная интеграция. Странно считать такую линию политически мотивированной. Скорее в этом можно упрекнуть уходящую корнями в советские времена патерналистскую систему в отношениях между бывшими союзными республиками, от которой мы пытаемся избавиться.
-- Россия упорядочивает сейчас миграционные потоки, будут ли в связи с этим расширяться визовые режимы со странами СНГ? В каких государствах СНГ положение русскоязычного населения вызывает обеспокоенность?
-- На сегодня планов расширения визовых режимов со странами СНГ нет. Насчет положения русскоязычного населения в странах Содружества, к сожалению, есть вопросы. На всем постсоветском пространстве -- кроме Белоруссии -- наблюдается сужение сферы применения русского языка, под разными предлогами закрываются русские школы, преподавание в вузах переходит на национальные языки. Те же процессы затрагивают русскоязычные СМИ и сферу культуры; нередки случаи проявления бытового национализма, происходящие с молчаливого согласия местных властей.
Мы нацелены на работу с партнерами по СНГ по решению этих проблем. Характер наших отношений с каждой страной Содружества не в последнюю очередь будет определяться тем, как там относятся к нашим соотечественникам.
|