28--29 ноября в Риге пройдет саммит Североатлантического альянса. Впервые лидеры НАТО соберутся так близко от России. Хозяев саммита будет представлять министр обороны Латвии Атис Слактерис.
Этот 50-летний политик -- чемпион Латвии, СССР и мира по водно-моторному спорту. Начав карьеру инженером в колхозе, после 1995 года г-н Слактерис трижды избирался депутатом парламента, занимал посты госминистра кооперации и министра земледелия. Ныне он повторно занимает пост министра обороны, впервые он был утвержден в этой должности в 2004 году. Накануне саммита НАТО министр обороны Латвии Атис СЛАКТЕРИС дал интервью «Времени новостей».-- Саммит НАТО проходит в непосредственной близости от России, но саму Россию не пригласили. Почему?-- В саммите принимают участие только страны -- члены НАТО. Будут обсуждаться не только международные проблемы, но и внутренние дела Альянса.
Но не будем забывать, что существует Совет Россия--НАТО, в рамках которого достаточно часто проводятся встречи. И главное, что нужно понять: НАТО рассматривает Россию как своего партнера -- иногда удобного, иногда неудобного, но все-таки партнера. «Холодная война» давно в прошлом, и на место старых угроз пришли новые, в первую очередь терроризм. Да, у каждой страны -- и у России, и у Латвии как члена НАТО -- существуют свои приоритеты в сфере безопасности. Но НАТО и Россия придерживаются партнерских взаимоотношений.
-- Россия выступает против расширения НАТО за счет бывших советских республик -- Украины и Грузии. Какова позиция Латвии по этому вопросу?-- Знаете, я не дипломат и скажу прямо: в данном случае Россия занимает такую же позицию, как в свое время в отношении Латвии, Литвы и Эстонии, являющихся сейчас членами НАТО. Принцип НАТО очень ясен: каждая страна сама принимает решение о вступлении. И это решение только этой страны, это решение суверенного государства. К этому нужно привыкать всем. Латвия очень заинтересована в том, чтобы Украина и Грузия были в НАТО.
-- Россия не в восторге и от того, что воздушное пространство Латвии, Литвы и Эстонии круглосуточно патрулируется натовскими истребителями, базирующимися в литовском Шяуляе. Предполагаете ли вы появление новых военных объектов вблизи от России?-- В Латвии, Литве и Эстонии нет никаких специальных военных баз НАТО. Но поскольку мы является страной -- участницей НАТО, то абсолютно любой латвийский военный объект является одновременно и военным объектом НАТО.
Латвия суверенное государство и имеет право размещать на своей территории те объекты, которые считает нужными. Граница Латвии, Литвы и Эстонии -- это еще и граница НАТО.
-- Будет ли эта граница укрепляться и как?-- Уже сам факт членства Латвии, Литвы и Эстонии в НАТО делает вооруженные силы всех трех стран сильнее и мощнее. Больше всего усилий направляется на предотвращение террористических угроз, например на возможность перехвата на границе захваченного самолета. Здесь сотрудничество НАТО и России будет только развиваться. О каком противостоянии может идти речь?
Проблема перехвата гражданских самолетов актуальна везде, в том числе и в Центральной Европе. Тем более она актуальна в приграничных регионах. Актуальна она и для России. И патрулирование воздушного пространства -- правильная мера. Хотя, конечно, всегда найдутся политические силы, пытающиеся разыгрывать эту карту.
-- «Холодная война» в прошлом, но у военного блока не может не быть потенциального противника -- на то он и военный блок. Кого вы сейчас считаете потенциальным противником?-- Главная мировая проблема -- это терроризм. НАТО не определяет для себя потенциального врага так, как это было во времена «холодной войны». И вряд ли кто-то может всерьез рассматривать возможность нападения на Латвию, являющуюся членом НАТО. А вот теракты происходят в странах НАТО и в странах, не состоящих в Североатлантическом альянсе. Действия террористов не так легко прогнозируются...
-- Латвия продолжает участие в военной миссии в Ираке, хотя отношение к этому факту у большей части населения негативное. Да и американские избиратели разочаровались в операции в этой стране. Сколько еще времени проведут в Ираке латвийские военнослужащие?-- О выводе латвийских военнослужащих из Ирака в ближайшее время речь не идет. И я не думаю, что выборы в США как-то изменят эту ситуацию. Объясню популярно: ну не может такого быть, чтобы сейчас все вышли из Ирака и бросили страну на произвол судьбы! И раз уж мировое сообщество взяло на себя ответственность за ситуацию в Ираке, то оно должно довести ее до какого-то разумного решения.
Латвия останется в Ираке до тех пор, пока это будет необходимо. Другое дело, что функции, возложенные сейчас на наших солдат -- а они служат в составе польского контингента, -- могут меняться. В том регионе, где служат латвийские военные, очень активно развиваются местные вооруженные силы, и работа может быть переориентирована на их обучение.
-- Г-н Слактерис, в свое время вы серьезно занимались спортом и даже были чемпионом СССР по водно-моторному спорту. Не жалеете сейчас, что ушли в политику?-- По спорту не скучаю, потому что никогда не бросал им заниматься. Был чемпионом СССР и рекордсменом мира по водно-моторному спорту. А в 2003 году -- во время работы парламента прошлого созыва -- вновь был в числе медалистов на чемпионате мира. Выступал в соревнованиях самого высокого класса и будучи уже министром обороны. Думаю, и в следующем году буду участвовать в соревнованиях. Я в отличной форме, и себя надо радовать -- все-таки я мастер спорта международного уровня.
А мой сын на чемпионате мира по водно-моторному спорту в своей категории уже занял первое место, а в Гран-при -- третье. Я советник у своего сына. Правда, я не единственный его тренер. Если в прошлом году его удивило, что я, показывая что-то на тренировке, прошел круг быстрее, чем он, то теперь уже он обходит меня. Мне нужно очень много тренироваться, чтобы соревноваться с сыном. Хотя, если честно, я уже не помню, сколько лет был чемпионом Латвии, -- надо как-то сесть и посчитать...
-- В нынешней работе спортивная закалка помогает?-- Да! В Латвии сейчас введена новая военно-полевая форма, одна из лучших в мире. И когда я, как министр обороны, принимал решение о ее закупке, мои командиры мне говорили, мол, вечно, у нас все самое плохое, рваное, нитки гнилые торчат. Я им тогда сказал: «Я знаю, что нужно делать -- надо взять на вооружение весь мировой опыт и добавить что-то от себя, и тогда ты будешь лучшим. И этот принцип действует в любой сфере». И теперь у нас одна из лучших военно-полевых форм в мире. Самые лучшие, самые качественные материалы для нее мы закупили за рубежом, но шили форму в Латвии.
Рижский бальзам на иракские раныОткрывающийся во вторник в Риге двухдневный саммит НАТО станет первым подобным мероприятием на постсоветском пространстве. Несмотря на возражения России, Латвия, Литва и Эстония вошли в Североатлантический альянс в 2004 году. Однако отношения между Москвой и Брюсселем не станут основной темой рижского саммита.
Главы государств и правительств 26 стран поговорят о миротворчестве в Косово, Судане, Ираке и Восточном Средиземноморье. Но в центре их внимания окажется крупнейшая миротворческая операция НАТО в Афганистане. Несмотря на усилия США и Великобритании, европейцы не горят желанием направлять своих военнослужащих во взрывоопасную страну. Принятое в сентябре министрами обороны стран -- членов НАТО решение перевести под свой мандат половину 20-тысячного контингента американских военнослужащих лишь обнажило остроту проблемы. Европейцам оказалось проще взять под свое крыло 10 тыс. американцев, до того действовавших в Афганистане самостоятельно, чем изыскивать собственные боевые резервы. Поэтому можно ожидать, что США предпримут в латвийской столице еще одну попытку «надавить» на европейских союзников, чтобы те более активно занимали афганские горы и долины.
Однако позиции самих США сегодня уязвимы. Неудачи в Ираке, поражение республиканцев на выборах в конгресс и отставка главы Пентагона Дональда Рамсфелда добавят неразберихи рижскому саммиту. Ведь именно г-н Рамсфелд в 2003 году поделил Европу на «старую» и «новую», противопоставив отказавшихся поддержать иракскую кампанию старожилов Европы в лице Германии и Франции проамерикански настроенным восточноевропейцам. Правда, среди последних вскоре началось отрезвление. Болгария, Венгрия и Словакия заявили о выводе своих контингентов из Ирака.
Вчера на больную иракскую мозоль наступил посол Чехии в НАТО Стефан Фуле. «Мы все еще зализываем открытые раны, оставшиеся от нашей операции в Ираке. Нам как альянсу нужна солидарность, а не расколы», -- заявил он в Брюсселе. Коснувшись перспектив операции в Афганистане, чешский посол заметил: «Ряд стран Центральной и Восточной Европы желают участвовать, но есть ли у них для этого возможности?» В настоящее время тяжесть миротворческой операции падает на плечи американцев, британцев и канадцев. И вряд ли дебаты в Риге смогут коренным образом изменить ситуацию в Афганистане.