В Германии идет дискуссия вокруг предложенной министром внутренних дел Вольфгангом Шойбле «Программы для внутренней безопасности». Путем вливания дополнительно 132 млн евро в бюджеты полиции и спецслужб предполагается усилить их личный состав и модернизировать средства наружного наблюдения. Международный аэропорт во Франкфурте-на-Майне будет оснащен новейшей видеотехникой за 5,8 млн евро. Это позволит федеральной полиции (так теперь называется в Германии федеральная погранохрана) круглосуточно наблюдать за пассажирами из «проблемных» государств. Большее внимание будет уделяться мониторингу Интернета, где растет активность исламистов. С помощью новой техники спецслужбы смогут проводить «дистанционные обыски» в компьютерах, разбросанных по всему миру. Не случайно инициативу берлинского МВД раскритиковали оппозиция и ведомство по охране данных. Об особенностях «Программы для внутренней безопасности» «Времени новостей» рассказал глава МВД Германии Вольфганг ШОЙБЛЕ.-- Этой осенью мне удалось добиться того, что все органы полиции и служб безопасности получили возможность обмениваться данными в рамках антитеррористического досье. Собранная в единую сеть информация позволит более эффективно предотвращать теракты. В этом один из уроков трагических событий 11 сентября 2001 года. Мы также усилили Федеральное криминальное управление и приняли «Программу для внутренней безопасности».
В конце июля мы в Германии столкнулись с попытками терактов в поездах. Две бомбы, спрятанные в чемоданах, к счастью, не взорвались. Следственные действия помогли быстро поймать преступников. Мы проанализировали пути предотвращения подобных терактов. Мы знаем, что стопроцентной безопасности не существует. Но из таких событий необходимо делать выводы. Поэтому мы усиливаем наблюдение за железнодорожными путями, контроль на вокзалах. Укрепляется личный состав служб, ответственных за обнаружение взрывчатых веществ. Мы усиливаем работу органов ведомства по охране конституции, связанную с наблюдением за Интернетом. В Интернете курсируют инструкции по изготовлению бомб и происходит обмен договоренностями о совершении терактов. Усиление контроля за Интернетом и противодействие использованию современных технологий в преступных целях -- часть международных усилий в рамках «большой восьмерки» и Евросоюза и важное направление сотрудничества Германии с Россией и США.
-- Где же водораздел между предельно необходимыми мерами и опасностью скатывания к обществу, как говорят ваши оппоненты, "стеклянных", то есть находящихся под тотальным контролем, людей?-- Мы не хотим иметь у себя «стеклянных» людей. Но большинство пассажиров не против усиленного предполетного контроля и не против того, чтобы их данные были занесены в память компьютера. Благодаря этому британцам удалось предотвратить теракты этим летом на своих самолетах. После этого в странах ЕС был усилен контроль и введены ограничения на провоз жидкостей. Стопроцентной безопасности не существует. Но мы предпринимаем меры для ее усиления.
-- Сотрудничаете ли вы с российскими ведомствами?-- Разумеется, мы очень тесно сотрудничаем, обмениваемся информацией, представляющей интерес для наших партнеров в Европе. У нас хорошие личные отношения с главой МВД России Рашидом Нургалиевым. Наши ведомства обмениваются опытом и информацией о безопасности воздушного транспорта, об охране жизненно важных объектов инфраструктуры. Мы сотрудничаем и в вопросах контроля над Интернетом.
-- Как бы вы оценили уровень преступности среди переселенцев из России и стран СНГ? Еще недавно в Германии на слуху были сообщения о «русской мафии»...-- Мне не нравится это словосочетание. Я противник того, чтобы наводить тень подозрения на целые этнические группы. Конечно, мы тесно взаимодействуем с российскими службами, например, в предотвращении контрабанды наркотиков. Эффективно наше сотрудничество в пресечении торговли людьми, ведь та же проституция - самая отвратительная формой работорговли. Мы все ощущаем на себе угрозу со стороны организованной преступности и работаем вместе, чтобы ее победить.