Время новостей
     N°212, 17 ноября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.11.2006
«АвтоВАЗ» с элементом КамАЗа
Сергей Когогин объяснил свою менеджерскую позицию
Глава КамАЗа Сергей Когогин вчера решил прояснить, наконец, свою позицию относительно предложения возглавить «АвтоВАЗ», который сейчас подконтролен своему совету директоров, в состав которого входят преимущественно представители «Рособоронэкспорта». Он сообщил, что получил неформальное предложение от главы «Рособоронэкспорта» Сергея Чемезова: «С предложением возглавить «АвтоВАЗ» ко мне обратилось руководство «Рособоронэкспорта». То есть предложение серьезное и ответственное. Но неофициальное». И указал главное условие: покидать пост руководителя КамАЗа он не собирается: «Речь может идти лишь о той или иной форме участия в управлении обоими предприятиями». На «АвтоВАЗе» и в «Рособоронэкспорте» вчера отказались комментировать как заявление г-на Когогина, так и возможность единого управления «АвтоВАЗом» и КамАЗом.

«Мне хотелось бы внести ясность в ту ситуацию, которая возникла в связи с моим предполагаемым переходом на работу на «АвтоВАЗ», -- говорится в опубликованном вчера на сайте предприятия официальном заявлении его руководителя. -- Полученное мной предложение возглавить «АвтоВАЗ» вызвало сложные чувства. С одной стороны, лестно, что во мне видят человека, способного побороть кризисные тенденции на тольяттинском автогиганте. С другой стороны -- невозможно бросить на полдороге дело, которое стало делом моей жизни». Он поясняет, что возглавил КамАЗ четыре года назад -- в период, когда «завод находился в очень тяжелом положении»: имело место снижение производства и финансовых показателей, стремительно рос долг компании, «многие аналитики считали, что КамАЗ обречен на банкротство», -- говорит г-н Когогин. В частности, «производство упало до 19 тыс. машин в год, долговые обременения превышали 3 млрд руб.».

«Упорнейшим трудом коллектив КамАЗа не только сумел выбраться из кризиса, но и вернул себе лидирующие позиции в отечественном автопроме и возвращается в лидеры мирового автопрома, -- говорится в заявлении г-на Когогина. -- Все эти годы ежегодный прирост продукции завода составлял около 30%, а в этом году приближается к 40%. Мы должны произвести 43 тыс. автомобилей. КамАЗ провел реструктуризацию долгов, почти полностью обновил модельный ряд, начал процесс реинжиниринга. Компания стала прозрачной, инвестиционно привлекательной. Капитализация превысила 1,2 млрд долл. Наверное, в этих успехах есть и моя личная заслуга. Для меня это не просто очередное место работы, КамАЗ стал моим домом, моей судьбой. И свою дальнейшую жизнь, свои личные планы, свою судьбу я связываю с КамАЗом. Сегодня я не только руководитель КамАЗа, но и его акционер». Кроме того, г-н Когогин апеллирует и к своим обязательствам перед предприятием, на котором он сейчас работает: «Я связан контрактом на ближайшие четыре года. У меня есть моральные обязательства перед руководством Татарии, перед жителями Набережных Челнов, перед всеми работниками КамАЗа. Они верят мне, верят в перспективы КамАЗа. Я обязан оправдать это доверие».

Вместе с тем г-н Когогин не исключает, что может принять предложение «Рособоронэкспорта»: консультации по этому вопросу, как заявил он журналистам информагентств, «наверное, должны продолжаться». «Для того чтобы выработать свое отношение, я должен знать позицию акционеров «АвтоВАЗа», понять, чего они ожидают от меня и какие полномочия готовы предоставить. В любом случае они должны понимать, что КамАЗ я не покину».

При этом он опроверг появившиеся накануне утверждения о том, что предполагается создать единую управляющую компанию для КамАЗа и «АвтоВАЗа». «В случае принятия какого-то понятного решения речь идет только об одном, -- цитирует его Интерфакс, -- КамАЗ берет на себя бремя и обязанности по сопровождению всех работ и по «АвтоВАЗу».

Впрочем, пока непонятно, насколько готовы руководители «Рособоронэкспорта» согласиться с условиями г-на Когогина. Однако идея о консолидации российского автопрома в начале этого года достаточно часто высказывалась как чиновниками, так и экспертами отрасли. Но четкого ответа от руководства страны о перспективах управления автопромом до сих пор не последовало.

В ОАО «КамАЗ», по информации компании, сейчас государству принадлежит 34,01% акций, KAMAZ International Management -- 3,83%, Сбербанк у -- 2,82%, в номинальном владении Депозитарно-клиринговой компании находится 34,4%, в номинальном держании ВТБ -- 22,12%. По данным «Времени новостей», созданная менеджментом и акционерами автозавода компания «КамАЗ-Капитал» (в которой более 11% принадлежит правительству Татарии, а часть акций -- менеджменту компании, в том числе г-ну Когогину) контролирует 30% акций ОАО «КамАЗ».

Анна ЛАНДЕР