|
|
N°211, 16 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ширятся, растут заболевания
Руководители правоохранителей поделились болью с депутатами
Коррупция, национализм и экстремизм -- хронические болезни нашей страны, которые принимают все более острые формы. Это следует из речей председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева, генпрокурора Юрия Чайки и главы МВД Рашида Нургалиева, которые вчера выступили в Госдуме в рамках правительственного часа.
Рашид Нургалиев начал доклад с угрозы терроризма, отметив, что количество терактов в нынешнем году «сократилось на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года». «Террористическим организациям на территории России нанесен значительный урон», -- доложил министр. Так, в этом году сотрудники ФСБ и МВД зарегистрировали 115 террористических преступлений и 77 из них уже раскрыли. Кроме того, около 900 преступлений были предотвращены, обезврежены сотни главарей террористических организаций и банд. Но, как оказалось, радоваться этим тенденциям рано. «Это малоутешительный показатель, так как интервенция международного терроризма против России продолжается», -- признал глава МВД. Только в этом году, по его словам, с территории страны было экстрадировано 370 эмиссаров международных террористических организаций.
По мнению г-на Нургалиева, все это следует рассматривать в одной связи с возросшим в последние годы потоком иммигрантов. Как отметил министр, с 1992 года в Россию прибыло свыше 705 тыс. граждан республик Закавказья, нелегально поселились в Центральном регионе и Поволжье 167 тыс. человек из Средней Азии, 41 тыс. из того же Закавказья и несколько сотен тысяч граждан Турции. «Количество преступлений, совершенных нелегальными мигрантами, за последние десять лет увеличилось в 150 раз», -- ответил г-н Нургалиев на соответствующий вопрос депутата Дмитрия Рогозина. Министр при этом заметил депутату, что трудовая иммиграция -- явление не только обычное для всех стран мира, но и необходимое. «К нам можно приезжать», -- объявил глава МВД, но, судя по его дальнейшим высказываниям, видимо, не всем. Граждане Грузии стоят среди прочих иностранцев особняком. Им даже посвящена отдельная строка статистики. В частности, г-н Нургалиев сообщил, что граждане Грузии за последние 9 месяцев совершили больше тысячи преступлений, кроме того, милиционеры арестовали 30 грузинских воров в законе. Зато, как ни странно это звучит в свете последних терактов на рынках, погромов и активизации националистов, по данным МВД, уменьшилось количество преступлений, совершенных россиянами по отношению к иностранцам.
Характерным признаком многих преступлений в отношении лиц разной национальной и расовой принадлежности в последнее время стало то, что зачастую преступников обвиняли или осуждали как обыкновенных хулиганов, исключая националистический мотив. Председатель Верховного суда (ВС) Вячеслав Лебедев вчера заявил, что «дела этой категории представляют сложность в связи с исследованием и подготовкой совокупности доказательств, результатов и выводов социально-психологической и лингвистической экспертизы». Именно поэтому, считает глава судейского сообщества, в суды поступает так мало дел по экстремизму и разжиганию межнациональной розни. И если в прошлом году по этим статьям УК в суды было передано 40 дел, то в этом - всего 18. Нижестоящим судам, по его словам, уже направлены рекомендации, как следует трактовать преступления, содержащие экстремистскую составляющую. Кроме того, г-н Лебедев особо подчеркнул важность профилактики подобных преступлений. В этом его поддержал генпрокурор Юрий Чайка. «События в той же Кондопоге во многом обусловлены нежеланием органов власти работать с людьми, идти навстречу их потребностям, -- сказал он. -- Я уже говорил, что в основе подобных проявлений - то социальное неравенство, которое сложилось за последние годы в нашей стране среди различных категорий населения».
«Сегодня серьезное беспокойство вызывает практически бесконтрольное распространение литературы откровенно экстремистского характера, а также пропаганда в информационных коммуникационных сетях общего пользования - Интернет», -- продолжил г-н Чайка, -- В этой связи считаю целесообразным установить уголовную ответственность для распространителей экстремистской литературы, держателей интернет-сайтов, а также предусмотреть ответственность для компаний-провайдеров, предоставляющих пространство для размещения сайтов экстремистской направленности» .
Впрочем, и перспективы борьбы с коррупцией - второй обсуждавшейся вчера темы - выглядят весьма проблематично. Как заявил вчера генпрокурор Чайка, количество таких преступлений также продолжает расти. «Если за 2005 год в целом по стране выявлено более 9 тыс фактов получения и дачи взяток, то уже за 9 месяцев текущего года таких преступлений зарегистрировано 9,5 тыс, -- сказал он. Генпрокурор констатировал, что осуждаются за должностные преступления, в основном, «работники низовых и средних уровней госструктур». Между тем, прокурорские проверки выявляют все новые факты совмещения чиновниками основной деятельности с коммерческой, что категорически запрещено законом, госслужащие «торгуют вверенной им информацией, оказывают подконтрольным структурам содействие в получении льгот и привилегий». Увеличение должностных преступлений констатировал и глава МВД Рашид Нургалиев. «За последние пять лет число преступлений, связанных с коррупцией, значительно возросло и составило 35 тыс. Только взяточничество выросло на 40%», -- сказал он. Для улучшения качества борьбы с этими преступления г-н Нуршагилев выдвинул два предложения. «Взятка в конверте ушла в историю. И теперь выплаты коррумпированным чиновникам переводятся на безналичные счета в зарубежных банка», -- заявил министр. Соответствующие изменения в закон помогли бы, по его мнению, выявлять преступления, связанные с отмыванием денег. Во-вторых, глава МВД заявил, что сотрудникам его ведомства неплохо было бы повысить зарплату, что могло бы способствовать снижению числа должностных преступлений.
Председатель ВС Вячеслав Лебедев, в свою очередь, отметил, что лишь пятая часть осужденных за получение взятки приговаривается к лишению свободы. Глава судейского сообщества признался, что у него создается впечатление, что суды «недостаточно строго оценивают» такие преступления.
Екатерина БУТОРИНА