|
|
N°210, 15 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Купите нам репутацию
Бизнес призывает власти активнее лоббировать его интересы за рубежом
Российские компании, скопив силы и ресурсы на родине, все больше вкладываются в зарубежные активы, осваивая новые рынки. Начиная с 2000 года Россия во многом благодаря великолепной конъюнктуре нефтяного рынка переместилась с 12-го на третье место среди развивающихся стран в качестве источника прямых зарубежных инвестиций. Если в 2003 году российские инвестиции вне страны составляли 1 млрд долл., то сейчас 10--15 млрд долл. в год. Кто-то ищет сырье, кто-то при помощи зарубежной собственности пытается преодолеть барьер таможенных тарифов, а кто-то, купив, скажем, завод с долгосрочными контрактами, старается дотянуться до потребителей. Однако за границей российскому капиталу приходится нелегко. Негативный имидж России мешает отечественным бизнесменам, даже владельцам крупных государственных компаний, развернуться на полную мощь.
Государство лоббирует интересы лишь избранных, да и то не всегда успешно (достаточно вспомнить срыв сделки по покупке «Северсталью» люксембургской компании Arcelor). Большая часть компаний, желающих вложить свои капиталы за пределами российских границ, вынуждена действовать исключительно на свой страх и риск. «Сейчас осознанная политика поддержки продвижения российского капитала за рубежом отсутствует», -- признал вчера на «круглом столе» «Глобализация российских компаний: потенциал мирового роста или источник риска?» заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов. По его словам, правительство пока лишь предпринимает попытки содействовать экспорту товаров.
Между тем власти развитых стран, а в последние годы и таких бурно развивающихся государств, как, например, Китай, ставят во главу угла усилия по экспансии капиталов своих компаний за рубежом. И не стесняются при каждом удобном случае защищать их интересы на переговорах любого уровня.
Российским крупным компаниям, сталкивающимся на мировых рынках с не менее, а зачастую куда более сильными конкурентами, без поддержки Кремля и Белого дома делать там нечего. И нельзя сказать, что там этого не понимают. Как говорит директор по международным и специальным проектам компании РУСАЛ Александр Лившиц, лоббистские усилия государства нарастают, они становятся эффективнее. «Другое дело, что и государство может далеко не все», -- сетует г-н Лившиц. Между тем, по его словам, если сейчас в российских компаниях за рубежом порой конкурента не видят (так называемый «эффект новичка»), то «через три-четыре года начнется битва по-взрослому».
«Происходит фундаментальное изменение отношений чиновников к бизнесу. Если пять-шесть лет назад их приходилось уговаривать лоббировать интересы бизнеса, то теперь ситуация принципиально иная», -- соглашается президент Альфа-банка Петр Авен. По его словам, без политической поддержки «Альфа-Групп» не смогла бы купить в прошлом году пакет акций турецкого оператора мобильной связи Turkcell. А вот многочисленные российские торгпредства, которым, казалось бы, по статусу положено оказывать помощь отечественным компаниям за рубежом, г-н Авен называет «совершенно бесполезными учреждениями». Он сожалеет, что «по слабости духа» не закрыл их, когда имел возможность (в 1991--1992 годах он возглавлял Министерство внешних экономических связей. -- Ред.).
Российский инвестор с американским паспортом, глава группы «Спутник» Борис Йордан обратил внимание на то, что мнение о любой российской компании за рубежом складывается исходя из имиджа страны в целом. А сегодня он, мягко говоря, плох: коррупция, низкие стандарты корпоративного управления, несовершенная финансовая отчетность и т.д. и т.п. По оценкам Всемирного банка, Россия находится на 75-м месте в индексе защиты инвесторов, на 127-м -- в индексе коррупции, напомнил он. «Это ставит нас в сложное положение на Западе. Когда приходишь туда со своим капиталом, там смотрят на эту статистику, и ты испытываешь определенные трудности», -- говорит г-н Йордан.
Впрочем, г-н Лившиц уверен, что у тех компаний, которые покупают активы за границей, и с корпоративным управлением, и с прозрачностью финансов все в порядке. Если же их притесняют, то, как уверен г-н Авен, «ответ должен быть симметричным». «Иначе несправедливо», -- считает он. «К счастью, сейчас мы избавляемся от пиетета к западному бизнесу. Это комплекс неполноценности должен быть преодолен, и мне кажется, он преодолевается», -- продолжил президент Альфа-банка.
Избавляясь от пиетета к западному бизнесу, неплохо было бы знать мнение этого самого бизнеса о бизнесе российском. Его донес до участников «круглого стола» руководитель управления по развитию консалтинговых услуг компании KPMG Тони Томпсон. Он сравнил отечественный бизнес с носорогом -- таким же «опасным, непредсказуемым, странным». Впрочем, г-н Томпсон уверен, что российские компании в состоянии показать себя во всей красе на зарубежных рынках, а в развивающихся странах даже «побить Китай», поскольку в отличие от Поднебесной Россия работает там очень давно.
«У России прекрасные возможности на глобальных рынках», -- заключил Тони Томпсон, чем вызвал неподдельное удовольствие г-на Лившица. «Потрясен таким докладом. Если бы такого мнения придерживались там, где мы работаем, нам было бы легче забирать их активы, а им легче с ними прощаться», -- спрогнозировал он.
По общему мнению участников «круглого стола», с которым согласился г-н Шаронов, государству необходимо разработать стратегию поддержки экспансии российского капитала за рубежом, и чем это будет быстрее сделано, тем лучше как для компаний-инвесторов, так и для страны в целом. Между тем научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин предложил государству активнее поддерживать «экспансию» российского бизнеса и внутри страны, поскольку «за 16 лет слишком много отдали».
Михаил ВОРОБЬЕВ