|
|
N°202, 02 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Моторно-политический контракт
Поставка в Китай авиадвигателей может поссорить Россию с Индией
Россия намерена реализовать сделку по поставке авиадвигателей в Китай, чреватую проблемами в военно-техническом сотрудничестве нашей страны с Индией. Генеральный директор Завода им. Климова Александр Ватагин рассказал вчера на авиасалоне Air Show China 2006, проходящем в Чжухае, что заключенный в прошлом году при посредничестве «Рособоронэкспорта» контракт на поставку 100 авиадвигателей РД-93 для китайских истребителей FC-1 выполняется. Проблема для России заключается в том, что проект FC-1 с 1999 года стал совместным китайско-пакистанским, и его ориентация на потребности Исламабада только усиливается. По неофициальным данным, 50--70% стоимости программы оплатил Пакистан. Китайская армия так и не решилась взять этот самолет на вооружение. А участие России в вооружении Пакистана неизбежно вызовет недовольство Индии, с которой у нашей страны есть прочные политические связи и обширные оборонные контракты.
Заявление о намерении реализовать контракт по поставке РД-93 г-н Ватагин сделал на совместной пресс-конференции с Ли Пэем, директором департамента развития государственной компании CATIC -- китайского монополиста по импорту авиатехники. Г-н Ли добавил, что ведутся переговоры о создании фирмы для ремонта РД-93 на территории Китая. Организация ремонта авиадвигателей -- это важный технологический шаг на пути к их самостоятельному производству.
Проект, известный в Китае как Super 7 и FC-1, а в соседнем Пакистане как Joint Fighter (JF-17), или Thunder («Гром»), представляет собой модернизацию советского МиГ-21. Работы над ним в Китае начались в конце 80-х годов прошлого века. В 2000 году китайцы приняли решение оснастить его российским двигателем РД-93, который специально разработан Заводом им. Климова путем модификации двигателя РД-33 (стоит на истребителях МиГ-29). В прошлом году при посредничестве «Рособоронэкспорта» был заключен контракт на поставку первой партии РД-93 из100 двигателей с возможностью новых заказов.
Господа Ватагин и Ли вчера не стали заострять внимание собравшихся на том, что китайские ВВС с большой долей вероятности не примут FC-1 на вооружение и что тогда российским двигателям придется летать в небе другой страны. В этом случае китайцам для собственных экспериментальных нужд потребуются два-три десятка РД-93. Но сверх этого числа они могут закупать российские моторы только для установки на экспортные машины. Так что проект теперь нацелен исключительно на поставки в Пакистан, который готов купить до 150 таких машин. О том, как это обстоятельство повлияет на судьбу «моторной» российско-китайской сделки, гг. Ватагов и Ли вчера также предпочли не говорить.
Михаил КУКУШКИН, Чжухай