|
|
N°202, 02 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«На нашей границе бывают пробки»
24 ноября в Хельсинки пройдет саммит Россия -- Европейский союз. О его важности рассказывает Тарья ХАЛОНЕН, президент председательствующей в Евросоюзе Финляндии. Президент дала интервью корреспонденту агентства ИНТЕРФАКС Ольге Головановой -- для "Времени новостей".
-- Г-жа президент, как развиваются отношения между нашими странами?
-- Развитие отношений между Европейским союзом и Россией -- один из приоритетов нашего председательства в организации. Мы довольны результатами. В Финляндии особое удовлетворение вызывает развитие сотрудничества в сфере экологии, включая вопросы охраны природы, изменения климата и охраны морей и водоемов.
Приглашение президента Владимира Путина в прошлом месяце на неофициальное заседание глав государств ЕС в Лахти -- одно из свидетельств того, что мы придаем большое значение отношениям с Россией, а 24 ноября в Хельсинки состоится саммит Россия--ЕС.
Одна из целей финского председательства -- договориться о начале переговоров по новому соглашению между ЕС и Россией. Действующее сегодня соглашение о партнерстве и сотрудничестве истекает в декабре 2007 года, но уже принято решение продлить его до момента вступления в силу нового соглашения. Возможно, для этого потребуется несколько лет, даже если переговоры будут начаты, как нам хотелось, в начале 2007 года.
-- Удалось ли добиться результатов в создании зоны свободной торговли Россия--ЕС?
-- Создание зоны свободной торговли между Евросоюзом и Россией принесло бы пользу обеим сторонам. Но для этого нужно, чтобы Россия стала членом Всемирной торговой организации (ВТО). Финляндия поддерживает членство России в ВТО, поскольку предсказуемость и равные правила экономической игры способствовали бы развитию российских предприятий и иностранным инвестициям.
-- Как вы оцениваете энергодиалог между ЕС и Россией?
-- Как ЕС, так и Россия понимают значимость взаимозависимости и долготерпения в энергоотношениях. Это создает великолепные условия для более глубокого партнерства. Финляндия стремится к углублению энергодиалога между ЕС и Россией. Четверть энергии, потребляемой Евросоюзом, поступает из России.
Для устойчивого сотрудничества необходимо создание обязательной для обеих сторон договорной базы. Надеемся, что в новый базовый договор между ЕС и Россией будут внесены четкие принципы, регулирующие сотрудничество в энергетической сфере.
-- Вызывает ли у Финляндии озабоченность строительство Северо-Европейского газопровода?
-- Экспертиза воздействия Северо-Европейского газопровода на окружающую среду находится пока на начальном этапе. Она будет проведена согласно так называемой Эспооской конвенции ООН, которая касается оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Слишком рано оценивать воздействие данного проекта на экологию, но до проведения экспертизы этот фактор нельзя умалять.
-- Есть ли нерешенные вопросы в отношениях Москвы и Хельсинки?
-- Финляндию и Россию связывают хорошие отношения. Мы открыто обсуждаем все вопросы. О тесных отношениях свидетельствует и то, что между нами заключено более 70 межгосударственных соглашений. Ежегодно граница между нашими странами пересекается 6,5 млн раз. В прошлом году Россия была крупнейшим экспортером для нашей страны с долей 11% от общего экспорта.
Наши проблемы обычно связаны с ростом торговли и транспорта. В сфере окружающей среды также существуют общие вызовы и угрозы. Таковыми являются, например, безопасность мореходства, утечка нефти, лесные пожары. На государственной границе между нашими странами бывают пробки и имеют место проволочки в выполнении пограничных формальностей.
У России есть много преимуществ -- это невысокий уровень затрат во многих регионах, квалифицированная рабочая сила и высокий уровень ноу-хау. Однако в глобальной экономике производство располагается там, где это наиболее выгодно, где таможенные и пограничные формальности более гибки. Важный фактор также хорошо функционирующая судебная система.
-- Есть ли территориальные споры между нашими странами?
-- Нет. Граница между нашими государствами была определена Парижским мирным договором 1947 года.
|