|
|
N°195, 24 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Демократия заплетающихся ног
Попытки создать в России вертикально интегрированную политическую монополию, похоже, проваливаются. Конструкторам российской политической системы пришлось в дополнение к первой, бюрократической партии власти «Единой России» спешно сочинять вторую, формально более левопопулистскую, "народную", объединяя политические активы Партии жизни, «Родины» и Партии пенсионеров. Причем эту новую партию сами конструкторы определили как «вторую ногу» политической системы, признав тем самым, что система ущербна: одноногие существа в живой природе по определению калеки.
Однако эта вторая нога, как показывает практика, претендует на то, чтобы шагать не " в ногу" с первой. Иными словами, в России появляются признаки реальной политической конкуренции, пусть и невольно инспирированной «сверху». Причем устойчивости политической системе такая конкуренция не добавляет -- представьте себе две ноги одного туловища, шагающие в разные стороны. И голову, которой предстоит буквально на каждом шагу решать, какая нога главнее.
Несмотря на показную личную лояльность всей нынешней российской политической и экономической элиты действующему президенту, напряженность в отношениях внутри самих элит вкупе с предельным взаимным недоверием одних теневых провластных группировок к другим фактически спровоцировала в стране публичную политическую борьбу. Причем борьбу в условиях, когда ее легитимные и самые естественные формы-- полноценная демократия с реальной многопартийностью--фактически сведены на нет. Эта борьба усугубляется приближающимся конституционным уходом с поста президента Владимира Путина -- единственного субъекта и гаранта хотя бы такого, предельно неустойчивого, компромисса между открыто сражающимися за власть и влияние в стране «квазипартиями».
В ситуации неизбежной политической неопределенности каждая нога (причем речь идет не столько о «Единой России» и будущей единой левой прокремлевской партии, сколько о реальных политических игроках, заодно владеющих крупнейшими экономическими активами страны) сама пытается стать «головой».
Ущербность того типа политической борьбы, признаки которого становятся все отчетливее уже на уровне конкретных партий, а не теневых политических группировок (тут и запрос депутатов-единороссов генпрокурору с просьбой оценить высказывания главы РПЖ Сергея Миронова, и постоянная публичная критика самим спикером верхней палаты российского парламента партии спикера нижней палаты, и убийство кандидата в мэры Дальнегорска от "Единой России" накануне второго тура выборов, независимо от мотивов этого преступления ), сам факт такой конкуренции должен отрезвить власть.
«Демократия заплетающихся ног» служит наглядным подтверждением физической нереальности полного устранения горизонтальных связей в государстве и тотальной централизации всей политической жизни в такой стране, как Россия. А значит, создает, пусть и косвенно, предпосылки для возвращения России на общецивилизационный путь.
Две партии даже одной и той же власти для страны лучше, чем одна. Может быть, постоянная головная боль верховной власти от нескончаемой битвы двух административных ресурсов за единоличное обладание этой самой властью все-таки подвигнет кремлевских обитателей вернуться к той простой мысли, что возможность выбирать политическую судьбу страны можно доверить простым избирателям. А делить с народом ответственность за жизнь России не только полезнее, но и безопаснее, чем отдавать эту жизнь на откуп теневым политическим и экономическим группировкам.
Семен Новопрудский