|
|
N°193, 20 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Исландским Ахавам дали вольную
«Зеленые» возмущены решением Рейкьявика открыть сезон китовой охоты
На этой неделе Исландия объявила о возобновлении коммерческого китобойного промысла. Местное министерство рыбного хозяйства заявило, что в сезоне 2006--2007 годов разрешит своим гражданам на коммерческой основе добыть 30 малых полосатиков и девять финвалов. Такое количество, по мнению Рейкьявика, не повредит популяции морских млекопитающих и потому является экологически безопасным. Для успокоения публики министерство привело подтвержденные уважаемыми международными организациями статистические данные о том, что сейчас в Северной Атлантике насчитывается 70 тыс. малых полосатиков и 25,8 тыс. финвалов.
Однако противники китовой охоты опасаются, что исландский демарш может разрушить нынешнюю ситуацию в области защиты живой природы. Дескать, китобои войдут во вкус, потребуют увеличить квоты, и морские гиганты опять окажутся на грани исчезновения. К экологам присоединились и власти Великобритании, считающей, что промысел возобновлять не следует. Дело почти дошло до дипломатического скандала, ведь речь идет не просто о начале охоты, а об отказе одного из государств выполнять требования международного антикитобойного моратория. Исландского посла в Лондоне даже вызвали для дачи объяснений в Форин офис. Но отказываться от своего решения в Рейкьявике явно не собираются.
Успешное спасение китов от полного истребления считается одним из немногочисленных серьезных успехов мирового природоохранного сообщества. Еще в позапрошлом веке охотники на кашалотов, полосатиков, сейвалов и синих китов ежегодно убивали тысячи животных. В результате этого численность крупнейших обитателей Мирового океана резко снизилась, у китобоев начались трудности с поиском добычи, а «зеленые» забили тревогу. Все это привело к тому, что в 1986 году коммерческая китовая охота была повсеместно запрещена. Мораторий на этот промысел тогда подписали все крупнейшие китобойные державы -- Япония, Норвегия, СССР, США, Британия и другие страны. В этот список входила и Исландия, до этого года запрещавшая своим гарпунерам бить китов и извлекать из этого занятия прибыль.
Исключение делалось лишь для так называемой «добычи в научных целях». Предполагается, что в данном случае охота ведется не для того, чтобы продать мясо, жир и китовый ус, а для того, чтобы исследовать животных. Однако то, что остается после «изучения» (а остаются, как правило, многие тонны мяса, ведь ученые и китобои столько не съедят), продавать не возбраняется. По официальным данным, в рамках исландской научно-промысловой программы, проводящейся для «лучшего понимания роли китов в океанской экосистеме и изучения взаимодействия между различными видами китов и другими морскими животными», с 2003 года уже был добыт 161 малый полосатик. Другими словами, ради нужд биологии за сезон вылавливается по нескольку десятков китов, что позволяет рынку китятины поддерживать устойчивые объемы продаж.
«Зеленые» давно критикуют такой промысел, заявляя, что исследования лишь прикрытие для коммерции. С другой стороны, власти просто вынуждены зачастую выдавать научные квоты, чтобы обеспечить китобоев работой. Исследовательской охотой занимаются многие китобойные державы, особенно преуспевает в этом Япония, постоянно ратующая за ослабление тисков моратория 1986 года. До этой недели единственной страной, не соблюдающей конвенцию, была Норвегия: в Осло давно плюнули на международные запреты и разрешили своим китобоям выходить на коммерческий промысел. Правда, норвежцы, естественно, должные приличия блюдут и не превращают охоту в истребление живой природы.
Конечно, существование одного «государства-ренегата» мировая китобойная общественность еще готова была стерпеть. Но теперь, когда к норвежцам присоединились их исландские родичи, мораторий начинает трещать по швам. Не исключено, что вслед за Рейкьявиком коммерческую добычу разрешит и Токио, давно жаждущий дать отмашку своим китобоям. А тогда фактически рухнет вся нынешняя система защиты китов от охотников, чего справедливо опасаются «природоохранники».
Справедливости ради надо признать, что первый звоночек прозвенел еще в июне этого года, когда на ежегодном конгрессе Международной китобойной комиссии японцы пытались устроить тихую революцию, поставив на голосование документ под ехидным названием «Нормализация МКК». Там, в частности, признавалось, что комиссии за 14 лет переговоров и дискуссий так и не удалось создать режим регулирования коммерческого китобойного промысла, что за прошедшие годы популяция многих видов китов резко выросла, а «международные негосударственные организации в своих эгоистичных кампаниях угрозами пытаются влиять на государственную политику».
Члены МКК не только не отвергли этот полный резкостей документ, но и поставили его на голосование. И хотя декларация не смогла набрать необходимых для принятия 75% голосов, но получила все-таки поддержку большинства китобойных держав. И именно после этого всем стало понятно, что настроения в мире явно меняются, а пиар защитников природы не способен перебороть лоббистов китобойной промышленности. Кстати, не последнюю роль сыграло и то, что около трех четвертей исландцев поддерживают начало охоты на китов, так что народная поддержка властям Рейкьявика гарантирована.
Владимир ДЗАГУТО